Виктор Гюго

 

Виктор Гюго – выдающийся классик мировой литературы 19 века, один из самых ярких писателей-романтиков Франции. Его творческий и жизненный путь был долгим и сложным, а в своих бессмертных произведениях он не боялся до конца оставаться честным и свободным. Его романы несут в себе глубокую нравственную идею и являются частью национального достояния Франции. Общественная деятельность Гюго была, прежде всего, направлена на борьбу с социальным неравенством и  несправедливостью, царящими в обществе.

Виктор Гюго появился на свет 26 февраля 1802 года в городке Безансон (Франция) и стал третьим ребенком Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго и Софи Требюше. Мальчик родился настолько слабым и тщедушным, что никто не надеялся на то, что он выживет. Вспоминая то время, мать Виктора говорила, что ее сын был размером не больше столового ножа.

Семья Гюго была очень обеспеченной и владела трехэтажным особняком. Отец Виктора имел простое, крестьянское происхождение, но участие в Великой французской революции выявило в нем такие качества, как отвага, честь, доблесть и благородство. Это было отмечено командованием, которое по достоинству оценило его стремление служить Отечеству. Начав свой путь в звании рядового, Леопольд Гюго дослужился до генерала армии Наполеона. О матери Виктора известно лишь то, что она родилась в Нанте и была дочерью местного судовладельца.

Детство будущего писателя проходило в постоянных разъездах, так как отец часто получал новые назначения по военной службе. Место жительства семьи Гюго не ограничивалось Францией, им пришлось пожить и в других странах Европы – в Испании и Италии. Виктор навсегда запомнил впечатлившие его в детстве достопримечательности и красоты Средиземноморья, что нашло отражение в его творчестве. Уже в восемь лет у мальчика обнаружилась способность к рисованию. Общее количество рисунков Гюго насчитывает более четырех тысяч работ. Некоторые из них представлены в музеях, другая часть хранится в частных коллекциях.

Своему младшему сыну Леопольд Гюго прочил блестящее будущее в качестве ученого. Он стремился с раннего возраста привить Виктору любовь к точным наукам, к которым мальчик имел хорошие способности. Несмотря на это, мечте отца не суждено было осуществиться. Политехническому колледжу его сын предпочел сочинительство и чтение поэзии и прозы знаменитых классиков.

До двенадцатилетнего возраста Гюго учился с перерывами. Вначале это был колледж в Мадриде, затем, в 1814 году – пансион Кордье, после которого Виктор поступил в лицей Людовика Великого, где написал свои первые сочинения. В их числе были и пьесы, которые предназначались для лицейских постановок. Костюмы юные актеры мастерили своими руками из остатков ткани, цветной бумаги и картона. Гюго был постоянным участником конкурсов, которые проводились в Тулузской академии. В пятнадцать лет талантливый юноша получил почетный отзыв от академии, а чуть позже – от королевского правительства.

После окончания учебы началось бурное развитие творчества Гюго. Его ранние произведения, написанные еще во время обучения, а также первый вариант знаменитого романа «Бюг Жаргаль» появились на страницах журнала «Консерватер литерер». В 1822 году вышел сборник «Оды и разные стихотворения», написанный в духе классицизма. Следующий роман, «Ган Исландец», был напечатан через год. Читающая публика очень тепло принимала творения Гюго, а слава литератора росла по мере выхода его произведений. В 1827 году была написана пьеса «Кромвель», в 1829 – повесть «Последний день осужденного» и сборник «Восточные мотивы».

Наиболее плодотворным в творчестве Гюго можно назвать период с 1829 по 1843 годы. За это время появились пьесы, которые наделали много шума в обществе и были подвергнуты цензуре. Взять хотя бы «Марион Делорм», где Людовик XIII был представлен Гюго не в самом выгодном свете. Скандалом закончился и выход в свет «Эрнани», «Король забавляется», «Рюи Блаз». Этот период знаменателен еще и тем, что писатель полностью освобождается от оков классицизма, а главным направлением его творчества становится романтизм.

В 1851 году Гюго покинул Францию и поселился в Брюсселе. Через некоторое время он направился сначала на остров Джерси, а потом на остров Гернси. Все так же пребывая в одиночестве, он написал памфлет «Наполеон Малый», в котором подверг критике и разоблачению диктаторскую натуру Бонопарта. Чуть позже появились «Возмездия», где писатель в стихотворной сатирической форме представлял Наполеона и его окружение. В начале шестидесятых годов Гюго решил продолжить работу над произведением «Невзгоды», которое вошло в историю литературы как роман «Отверженные». В тот же период были созданы знаменитые произведения: «Труженики моря», «Уильям Шекспир», «Человек, который смеется» и сборник стихов «Песни улиц и лесов».

После падения режима Наполеона в 1870 году Гюго возвратился в Париж. Когда началась Франко-Прусская война, он принял сторону оппозиции – сыграло роль его личное мировоззрение относительно идеального устройства страны. Даже во время наступления врагов писатель не покинул свой город, как это сделали многие из его окружения. В 1971 году он добровольно сложил с себя полномочия члена Национальной Ассамблеи, выразив, тем самым, протест консерваторам.

Тем временем, в литературном мире уже явно чувствовались новые веяния, которые абсолютно не вдохновляли Гюго. Он решил вернуться к жанру исторического романа и написал одно из своих самых известных произведений «Девяносто третий год». Этот роман, посвященный последним дням Французской революции, стал последним произведением писателя, написанным в духе романтизма. В 1877 году появился сборник «Искусство быть дедом», не совсем характерный для творчества писателя. Книга понравилась читателям, а также и его внукам, которым она, собственно, и была посвящена. В этом же году мир увидел сборник стихотворений и поэм «Легенды веков». В этой книге Гюго в поэтической форме обобщил опыт борьбы разных народов разных эпох против своих угнетателей. Книга состоит из трех частей, последняя из которых была опубликована в 1883 году.

В повести «Последний день приговорённого к смерти», опубликованной в 1829 году, Гюго озвучивает мысли человека, находящегося на пороге смерти. Повествование представлено в формате дневника, страницам которого смертник доверяет свои мысли. Человек, приговоренный к смерти за убийство, с нарастающим ужасом ожидает каждый очередной день. В этой повести Гюго описывает все ужасы заключения и косвенно осуждает смертную казнь, считая это наказание не гуманным даже по отношению к убийцам.

Роман «Собор Парижской Богоматери» появился в 1831 году и повествует о трагической любви цыганки испанского происхождения Эсмеральды. Время действия – средние века, атмосферу которых очень реалистично изобразил автор. На фоне романтических событий, происходящих в жизни главных героев, Гюго постарался легким, ярким и эмоциональным языком описать быт, архитектуру и традиции тех далеких времен.

Созданию  романа «Отверженные»  писатель посвятил долгих тридцать лет. Первая публикация состоялась в 1862 году. Главные герои романа проживают период с 1815 по 1832 годы – самое тяжелое и нестабильное время революций во Франции. Ценность произведения заключается в важности тем, которые затрагивает автор: милосердие, сопереживание, жертвенность с одной стороны и беззаконие – с другой. На примере Жана Вальжана показано преображение закоренелого преступника в человека, который способен пожертвовать собой ради других людей.

Роман «Человек, который смеётся»  был впервые опубликован в 1869 году. В нем повествуется о преступной деятельности компарчикосов – членов сообщества по торговле детьми. Перед читателем предстает страшная история главного героя Гуинплена. Лорд по происхождению, он был продан родственниками, не желавшими делиться с ним наследством. Компарчикосы изуродовали мальчика, разрезав его щеки и зашив их таким образом, чтобы это было похоже на улыбку. В произведении поднимаются важные темы угнетения простого народа, жизни и смерти, духовной и телесной любви.

Последние годы жизни писателя прошли в Париже. Интересно, что улица, на которой он жил, еще при жизни была переименована в его честь. Будучи чрезмерно тщеславным, Гюго не раз тешил себя мыслью, что после его смерти сама столица Франции будет носить его имя. До конца своих дней Гюго стремился быть в центре внимания и был постоянным участником многочисленных мероприятий с участием молодежи.

Весной 1885 года в городе был организован парад в честь писателя. Несмотря на предостережения докторов, Гюго наблюдал за шествием и приветствовал участников, стоя у открытого окна. В итоге он простудился и умер от воспаления легких  22 мая 1885 года. После смерти было обнаружено его завещание, в котором упоминались странные условия похорон: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго». Несмотря на это последнее желание, великий писатель был похоронен с огромными почестями. В его проводах принимали участие более миллиона человек, а после похорон город еще долго будоражило от этого события. Церемония прощания проходила в течение десяти дней, похоронили Гюго в Пантеоне Парижа.