Праздник Цаһан Сар выпадает на первый день весеннего месяца по лунному календарю (февраль-март). Этот день означает наступление весны, пробуждение природы. Зима осталась позади, скоро наступит тепло, можно выгонять скот напастбище. К тому же народ уже успевал соскучиться по веселью, по праздничным гуляниям. А Цаган предоставляет всем, от мала до велика, замечательную возможность – отойти от скучных будней, повидать родственников, знакомых, друзей, угоститься вволю, повеселиться.

На Цаган калмыки, встречая друг друга, здоровались по-особому: «Үвләс менд һарвта?» = «Перезимовали ли в здравии, без урону?», отвечать было принято: «Спасибо, зиму пережили в полном составе, все здоровы, скот не пострадал. Ждем весны, тепла, зеленой травы». Важнейший момент предстоящего празднования, что, впрочем, является неотъемлемым атрибутом любого торжества, – основательная подготовка: тщательная уборка дома, двора, женщины шьют новые наряды, готовят продукты для праздничного стола, забивается овца, так как праздник считается весьма значительным.

Накануне традиционно жарятся борцики, которые имеют совершенно особые формы и названия. Это связано с основным занятием калмыков – скотоводством. Самые распространенные – «целвг» круглые лепешки, символизирующие солнце, «хорха» (шарики – насекомые), жола (скрученные в виде вожжей), «хуцин толһа» (голова барана), «темән борциг» (верблюд) и т.д. Кроме того, имеют значение не только названия и формы борциков, но и их количество. Так, борциков «целвг» и «хорха» должно быть много, тогда, по поверью, в семье будет много счастья, благополучия, так как они символизируют приплод и богатство, остальных – по одному для дееж. Важная деталь: для «дееж»  (приношения) отбирались все виды борциков. И это угощение для богов не трогали в течение трех дней, после чего приношение съедалось только членами семьи. Вечером, накануне праздника, хозяйка жарит борцики, возжигает лампадку, молится, перебирает четки, т.к. этот день является священным – «Мацг».

Стоит отметить, что праздник Цаган особенно любим детьми. Потому что в эти дни дети вволю наедались сладостей и дома, и посещая родственников,соседей, знакомых. Взрослые с удовольствием преподносят малышам сладости, борцики, орехи, пряники, конфеты. Их хватало надолго. Вот почему на Цаган самыми счастливыми были детишки.

Слово «цаган» имеет для калмыков важное и серьезнее значение. В переводе оно означает «белый цвет». Устойчивые выражения: «цаган халг», «цаган саната» переводятся как «белая дорога» и «чистые помыслы, пожелания» соответственно. Что означает гораздо больше, чем просто констатация определенного цвета. А еще «цаган» символизирует цвет молока, самого почитаемого продукта в калмыцком народе. Обычно этот праздничный день начинался с того, что хозяйка ранним утром варила свежий калмыцкий чай, который должен был быть особенно вкусным и ароматным (побольше молока, масла, мускатного ореха). Затем женщина открывала сундуки, ведь вещи раньше хранились именно там, и вывешивала содержимое на веревках. Делалось это, естественно, для того, чтобы встряхнуть пыль и освежить вещи. Но со временем этот нехитрый прием превратился в настоящий обычай, неукоснительно соблюдаемый до сих пор. Семейство же начинало праздничный день с особого приветствия, получившего название «цагална». Родители призывали детей и целовали в правую щеку, приговаривая: «Будь здоров, долгих лет жизни, счастья. А в будущем году я тебя поцелую в левую щеку». В следующем году этот ритуал повторялся в

точности. Это символизировало процесс бесконечности, колесо жизни.

Примечательно, что только в этот день, один раз в году, свекор мог рука в руку поздороваться со своей невесткой, причем сноха должна была предварительно прикрыть ладони рукавами. Если помните, у калмыков действовало строгое табу в отношении свекор – сноха. И только на праздник весны невестка могла совершить обряд «цагална» – дотронуться до рук свекра и низко ему поклониться.

После церемонии приветствия семья усаживается за стол, а хозяин дома произносит торжественный йорял (благопожелание):

Пусть Цаган будет благодатным!

Пусть каждый год, встречая и празднуя Цаган, мы

Будем во здравии и счастье!

Пусть весна будет скорой, трава сочной и богатой,

Пусть приплод будет хороший,

Пусть друг другу мы всегда будем подмогой!

Цаган Сар – это праздник гостей, но не только в этот день, в течение всего месяца, получившего название Цаган, можно ходить в гости на чай без особого приглашения. Считается, что чем больше людей придет в твой дом, тем больше счастья и богатства придет в дом в этом году.

Церемонии поздравления родителей: если сын со снохой живут отдельно, то в день Цаган невестка, выпив свой чай, варит новый и несет свекру и свекрови. Те выпивают и благословляют молодых, одаривая подарками сына, невестку и, конечно же, внуков. Этот веселый весенний праздник обязательно должен сопровождаться танцами, песнями, играми. Этому есть вполне серьезное объяснение: сразу же за Цаган Саром для степняков начинаются трудовые будни: окот, стрижка овец, посев, сенокос. Вот когда рабочему люду будет не до праздников, поэтому в Цаган народ стремится погулять вволю, чтобы было о чем вспоминать во время работы. Молодежь выходила на улицу и затевались игры: в альчики, «цаган модн», прятки. Устраивались соревнования: загадывались загадки, соревновались в красноречии.

В народе есть примета: на Цаган после зимней спячки суслик выходит из норки – значит наступила весна.