Ни один народ на Земле не подвергся таким испытаниям, как калмыцкий народ. Депортированные калмыки были расселены небольшими группами на десятки тысяч километров от Урала до Сахалина, от Казахстана до Северного Ледовитого океана. Вместе с чеченцами, балкарцами, карачаевцами и другими народами. Всё население – дети, женщины, старики и их сыновья, храбро сражавшиеся в то время на фронтах Великой Отечественной войны, были объявлены врагами народа и депортированы. Депортации подверглось, с учетом офицеров и солдат, снятых с фронтов, около 120 тыс. человек. С конца декабря 1943-го до начала 50-х годов численность калмыков уменьшилась почти на 40 тысяч человек. В связи с этим подорвался генофонд нации. В феврале 1956 года на XX съезде КПСС Н. Хрущев, осудив культ личности И. Сталина, объявил о том, что калмыки и другие высланные народы, не являются врагами народа. Президиум Верховного Совета СССР 17.03.1956 г. подписал Указ «О снятии ограничений в правовом положении калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Семьи калмыков стали возвращаться в родные разоренные степи. Последствия депортации будут еще долгие годы отражаться на здоровье нации. Возвращение на родину после долгих 13 лет ссылки для калмыков стало подлинным праздником. Живя на первых порах в землянках, питаясь только черным чаем и хлебом, старшее поколение сумело за короткий срок восстановить республику. Было неимоверно трудно, но никто не жаловался, добрым словом, песней и юмором поддерживали друг друга, делились кровом и хлебом.

Калмыцкий народ неоднократно подвергался репрессиям. В 1929 г. по постановлению Совнаркома КАССР о выселении нойонов, зайсангов и крупных скотовладельцев репрессиям подверглись 314 семей. Еще 1323 семьи раскулачили в годы коллективизации. Перед войной в конце 30-х по стране прокатилась волна борьбы с буржуазно- националистическими элементами. Арестовали и выслали многих известных деятелей Калмыкии – писателей: Хасыра Сян-Белгина, Константина Эрендженова, Санджи Каляева, зам. министра просвещения Хонина Косиева, а руководителей республики Хохола Джалыкова, Анджура Пюрбеева расстреляли. А в 1943-м по национальному признаку выслали весь наш народ. В каждом хотоне, поселке и городе на общий сборный пункт сгонялись все выселяемые калмыцкие семьи. В Элисте основным сборным пунктом стал район кинотеатра «Родина», который был огорожен канатом и охранялся со всех сторон солдатами. Продержали здесь людей на морозе до обеда, потом повезли на станцию Дивное, где уже стояли вагоны. Стенки вагонов были в сплошной изморози, доски, из которых сколочены нары, ледяные. Погрузив в товарные вагоны 46 эшелонов, отправили в Сибирь, на Дальний Восток, Алтайский край, Приполярье.

Заместитель Берии Чернышев, в конце января 1944 г. доложил, что по пути следования и при расселении умерло 1640 калмыков. В 1944 г. с фронтов было снято 6154 военнослужащих, в том числе 389 офицеров. Сержантов, старшин и рядовых отправили на строительство Широковской ГЭС, а офицеров демобилизовали. Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной, т.е. практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной.
Современники, как со стороны союзников, так и с германской стороны отмечали массовый героизм, проявляемый калмыками на поле боя. Героизм калмыцких воинов отмечало и германское командование. В сводках немецкой полиции безопасности и СД за 17.07.1941 г. отмечалось: «Командир полиции безопасности и СД в Люблине сообщает, что на подопечной ему территории до сих пор идут ожесточенные бои... В Брестской крепости до сих пор идут ожесточенные бои. Во многих случаях советско-русские монголы используются как снайперы на деревьях, в результате чего множество немецких солдат были убиты выстрелами в голову». Введенный в местах спецпоселения особый режим, в совокупности с полным лишением калмыков традиционной духовно-нравственной среды, социального и хозяйственного уклада жизни грозили им неизбежным исчезновением как этносу. Но вопреки уготованной судьбе, калмыцкий народ сохранил свойственный ему национальный оптимизм. Благодаря чему, хотя и с большими потерями, сумел адаптироваться к новым, крайне суровым для степняка условиям жизни. Калмыки стали осваивать новые виды труда, о которых до этого не имели представления. Это давало возможность добывать себе, хотя и скудное, но пропитание. Через труд они осваивались в новой среде, обретали уверенность, приходило и взаимопонимание с местным населением, которое со временем перерастало во взаимную симпатию и дружбу.

Местные жители, вопреки официальной пропаганде, в большинстве своем относились к калмыкам с самого начала не как к врагам или предателям, а считали их людьми, оказавшимися в беде. Поэтому многие из них сочувствовали, старались помочь, чем могли, хотя в трудные военные годы сами жили в нужде. К 80-летию со дня депортации калмыцкого народа в библиотеке п. Аршан оформлена книжная выставка «Горький след репрессий». На выставке представлена следующая литература: «Ссылка калмыков: как это было» сб. док. и материалов. Т.1. кн. 2-я. – Элиста, 2001 г.; Доктор исторических наук В. Убушаев изучив ужасное прошлое калмыцкого народа, написал правдивую историю насильственного выселения калмыков «вольных сынов степей» с родных мест в своей книге «Калмыки: выселение и возвращение». 1943-1957 гг.; «Правда о депортации калмыцкого народа» – Элиста, 1991 г.; Доктор исторических наук Н.Ф. Бугай осветил трагическую историю калмыцкого и других народов Калмыкии конца 20-х-начала 50-х годов в настоящей работе «Операция «Улусы». – Элиста, 1991 г.; Книга гражданина США, Почетного гражданина РК Джаба Наминова-Бурхинова «Борьба за гражданские права калмыцкого народа» – М.-Элиста, 1997 г. посвящена вопросам борьбы за гражданские права насильственно депортированного в Сибирь калмыцкого народа, за права человека; В книге Максимова К.Н. «Трагедия народа: Репрессии в Калмыкии». – М. 2004 г., рассматриваются репрессированная политика советского государства и механизм её реализации на примере отдельного региона – Калмыкии в 1918-1940-е годы; В книге Хомутникова Х.П. «Жизнь и судьба в годы репрессий». – Элиста, 2013 г. на документальных фактах рассказывается о годах репрессий в Калмыкии в 30 годах. Об исключении из рядов ВКП(б) и снятии с должности председателя Калмыцкого ЦИКа одного из выдающихся сынов калмыцкого народа В.А. Хомутникова и о людях, в связях с которыми его обвинили; При поддержке почётного гражданина РК, воспитанницы Саралинского детского дома А.Н. Цереновой в г. Абакане вышла книга «Изгнание и возвращение (трагедия калмыцкого народа)» – Абакан, 2023 г., которая составлена на основании архивов предприятий, колхозов и совхозов, учреждений Саралинского и Ширинского, ныне Орджоникидзенского районов, сайта Мин. обороны «Память народа», семейных архивов сосланных калмыков, воспоминаний воспитанников Саралинского детского дома и их родственников; Книга Ивана Уланова «Сиврин зургуд (Сибирские рисунки)» – Элиста, 2023 г. содержит уникальную серию рисунков, выполненную Улановым И.А. в Сибири, в период депортации калмыцкого народа (1943-1987 гг.) и спустя многие десятилетия
дополненную его живыми, образными, правдивыми воспоминаниями. Также на выставке представлена художественная литература на тему депортации калмыцкого народа: Балакаев А. «Три рисунка» – Элиста, 1997 г.; Бадмин А. «Алтн шорад даргддго = (Золото в песке не затеряется)» – Элиста, 1990 г.; Джимбиев А.М. «Когда человеку трудно» – Элиста, 1991 г. и другая литература.