Печать
Опубликовано: 03 августа 2017 03 августа 2017
Просмотров: 2863 2863

Мемориальный комплекс героям
ГРАЖДАНСКОЙ
И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН.
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ.
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим,
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
(«Джангар»)

В 1965 году в парке «Дружба» сооружен мемориальный комплекс в честь 20-летия Победы над фашистской Германией. Авторы – скульптор Н.А. Санджиев, архитекторы И.Н. Андреенко, М.Б. Пюрбеев, Д.Б. Пюрбеев.
Композиция мемориального ансамбля слагается из гармоничного сочетания ландшафта, архитектуры и скульптуры. Вводной частью некрополя являются три устремленных вверх пилона-символа трех поколений. Выполненные из титана, они напоминают непокорившиеся штыки. За ними поднимается маршем широкая лестница. Слева от нее на невысоком постаменте стоит пушка – «живой» экспонат истории. Длинная, замкнутая с двух сторон лестница как бы подготавливает к дальнейшему восприятию мемориального ансамбля. Небольшая площадь с захоронениями, скульптурной группой и Вечным огнем составляет главное содержание ансамбля. По правую сторону площади расположены захоронения, за ними поднимается стена, на которой высечены слова памяти и благодарности живых ушедшим в бессмертие.
Монументальная скульптурная группа изображает суровые лица бойцов Гражданской и Великой Отечественной войн, изваянные в камне лица символизируют всех тех, кто пал за правое дело в калмыцких степях. Выбранный скульптором Н.А. Санджиевым прием-изображение в большом масштабе только лиц способствует усилению восприятия монумента. В то же время крупный план позволит сделать акцент на раскрытие психологических характеристик образов в скульптуре. Впечатление дышащего жизнью камня так сильно, как это необходимо для того, чтобы монумент был воспринят, и содержание его доходило бы до каждого сердца. Скульптурный монумент является кульминацией всего ансамбля. Перед скульптурной группой – монументом горит Вечный огонь, пламя которого падает в поле зрения из любой точки мемориала. В движении горячего воздуха как бы оживают черты каменных изваяний – обобщённых портретов–символов, в которых выражены черты представителей разных поколений: революционный солдат, защитник республики времен Гражданской войны, просто люди Калмыкии, юноша и девушка, погибшие в борьбе с врагами, и солдат, защищающий свой край от фашистов - скульптурный монумент является кульминацией всего ансамбля.
Выполненные в большом масштабе высотой 3 м., без подробной детализации, четкие и ясные по форме, они торжественно монументальны и в то же время индивидуальны в своих характерах. Скульптору Н. А. Санджиеву удалось главное – посетители не просто смотрят, а глядя на грустную торжественность изваянных лиц, задумываются о своем долге перед памятью павших, перед нынешним и будущим днем живых.

 

 

 

И Родина, их образы храня.
В скрижали вносит имена и отчества
Их, ставших светом Вечного огня.
(М. Львов)

Удачно дополняют ансамбль крупноствольные деревья: плакучие ивы, серебристый тополь, которые обступают мемориал, оберегая его от степных ветров.
Памятник – мемориал призывает помнить погибших, будит священные чувства к самому дорогому – Родине. Здесь, у Вечного огня, дают клятву верности Отчизне.
В 2000 году по левую сторону некрополя установлена памятная стена с именами воинов – элистинцев, погибших при выполнении воинского долга в Афганистане (15 имен) и в Чеченской Республике (38 имен).
В заповедную зону парка «Дружба» и к Вечному огню приходят почтить память павших, подумать, помечтать о завтрашнем дне. В этом непреходящая сила памятника, связующего настоящее с прошлым и будущим 

 

 

АЛЛЕЯ ГЕРОЕВ - АЛЛЕЯ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ

7 мая 2005 года состоялось торжественное открытие Аллеи Героев, оформленной по новому проекту. Здесь навечно в бронзе вписаны имена всех народных героев.
Открытая в канун юбилея Победы, она воздвигнута в честь наших земляков - героев Великой Отечественной, совре¬менных локальных войн, мирных тружеников. Тысячи воинов Калмыкии участвовали во многих крупных сражениях Великой Отечественной. Легендарными стали подвиги Тамары Хахлыновой, Бадмы Адучиева, Юрия Клыкова, Ильи Гермашева и других славных сыновей и дочерей Калмыкии. Несколько десятков тысяч наших воинов были награж¬дены орденами и медалями, а одиннадцать человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Открывает галерею портретов наших земляков – Героев Советского Союза и России, Героев соцтруда памятник Басану Бадьминову Городовикову, представленному в полный рост. Видный полководец, авторитетный руководитель, замечательный человек - Городовиков сделал очень много для родной республики.
Среди выдающихся представителей кал¬мыцкого народа Б.Б. Городовиков - личность яркая, незаурядная, подчеркнул В. Богданов. Почти двадцать лет Басан Бадьминович проработал в родной Калмыкии, в которой за это время появились новые районы, поселки, учебные заведения, больницы, школы, дороги, аэропорт и др.
Выполненный из кованого железа скульптором Н.Эледжиевым, памятник вознесен на мраморный постамент. Бронзовые барельефы Героев полукругом огибают памятник Б.Б. Городовикову. 

 

 

Памятник-бюст «Б.Б. ГОРОДОВИКОВУ»

Живёт в народе память о батыре,
Усы… глаза – таких нет в целом мире
Он с нами о грядущем говорит
/”Ода Басану Городовикову”/

Кто, служа Великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт
/”Ода Басану Городовикову”/

17 ноября 1995 года в Элисте состоялось открытие
Бюста-памятника легендарному сыну Калмыцкого народа Басану Бадьминовичу Городовикову.
Это событие останется в памяти многих. На открытие памятника пришли руководители республики, депутаты Народного Хурала /Парламента/ представители министерств и ведомств, делегации районов республики и г. Элисты, гости, ветераны войны и труда.
Профессиональный военный, участник Великой Отечественной войны, он в трудное время восстановления народного хозяйства в течение почти 20 лет находился во главе республики. Трудясь с полной отдачей сил и знаний. Басан Бадминович отдавал весь свой жизненный опыт, незаурядные организаторские способности, энергию для возрождения экономики, культуры и науки республики, повышения жизненного уровня народа, укрепления дружбы между народами.
Этот памятник является памятью для всех людей разных национальностей, которые вместе с Басаном Бадьминовичем работали в дружбе и согласии во имя народного дела.
Скульптор Наран Эледжиев изобразил его в гражданском костюме с Золотой Звездой народного Героя. Автор монумента воссоздал важную черту характера Басана Бадьминовича, умение сосредотачиваться на особо значимом. Когда он слушал серьезное предложение, то на миг делал поворот, приподнимая голову. Этот момент пластически воссоздан скульптором. Умные глаза «искрятся» на спокойном сосредоточенном лице. Создан образ сильного и волевого человека. Крупная голова, значимый подбородок, короткая массивная шея на широких плечах усиливает позу фигуры.

 

 

 

 

Памятник ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА О.И.ГОРОДОВИКОВУ

Лети Ока, приветов в седле,
Под ним горячий конь играет
Отважным соколом его
Народ с любовью величает.
/А. Сусеев “Сын степей”/

16 ноября 1976года открыт конный памятник легендарному полководцу – Оке Ивановичу Городовикову на площади, носящей имя Героя Советского Союза. Конная статуя национального калмыцкого героя вознесена на конусообразный пьедестал и как бы организует примыкающее пространство. Силуэт очерчивающий скульптурную композицию удачно вписан в городскую среду.
Призывный взмах руки всадника увлекает взгляд вдаль, словно открывает панораму города. Памятник Герою Советского Союза О.И. Городовикову стал символом столицы республики, ибо художественно выразил через героический облик легендарного полководца лучшие черты характера калмыков.
Военная форма одежды указывают на время гражданской войны в России. Запечатлён момент, когда герой, осадив коня, приподнявшись на стременах, бросает страстный призыв. Жест и поза Героя – главное содержание скульптуры. Всё остальное лишь обогащает фигуру. Притом они не отчуждены от содержания, а композиционно едины и пропорционально выдержаны. Динамичная струнка коня в воле героя. Бурка не только принадлежность командарма, но и подчёркивает динамику фигуры, широту задуманного дела. Курган с постаментом – это хорошее пространственное решение скульптуры. Изваян образ человека, отдавшего свою жизнь за отчизну. Острый и выразитель силуэт его, напоминающий пламя, открывается со всех сторон. При въезде в город со стороны железнодорожного вокзала монумент возникает на фоне широкой панорамы города. По мере приближения к нему картина вокруг памятника меняется. Легендарного всадника возносит ввысь горячий конь. Особую значимость приобретает монумент увиденный снизу. Он как бы вырастает на фоне неба. Так изображают богатырей. Скульптор Никита Амулданович Санджиев показал его таким, каким уже сложился образ Оки Ивановича Городовикова в народе, воспетый калмыцкими поэтами.
Работу над монументом, будущий скульптор начал с самого начала своего творческого пути. В 1956 г. он ездил в Москву, где надеялся на встречу со своим знаменитым земляком. К сожалению, она не состоялась. Встретился Никита Санджиев с О.И. Городовиковым в Элисте, во время последнего его посещения Калмыкии. К сожалению, скульптору не удалось сделать ни одного рисунка Оки Ивановича с натуры. И все же, восприимчивый глаз художника навсегда запечатлел в памяти живой образ полководца: его острый и добрый взгляд, лучи морщинок на смуглом подвижном лице, сухощавую подтянутую фигуру профессионального военного, достоинство и в то же время простоту в общении с людьми. Создание монумента, помимо чисто скульптурных задач, предусматривало и архитектурное оформление постамента. Для этой цели были приглашены архитекторы, участвовавшие в создании мемориала Хатынь, - вспоминал Никита Санджиев. По общему признанию место для памятника выбрано превосходно. Площадь им. О.И. Городовикова – центр высокого массива. Ее пересекают прямые улицы, к тому же сама площадь расположена на более высоком месте и поэтому памятник виден издалека. Но он также хорошо виден и с больших позиций. Не смотря на многоэтажность домов, расположенных по окружности площади, памятник как бы парит над ними на фоне широкой перспективы города. Элиста – город степной, поэтому постамент был избран в форме степного кургана. В песнях и легендах Ока Иванович представлен прежде всего, как бесстрашный воин революции. Народ воспевал не только недюжинную силу и доблесть, ловкость и мудрость своего сына, но и любовался его конем. Жест поднятой вверх правой руки Оки Ивановича Городовикова означает как бы приветствие землякам нынешнего и будущего поколений. 

 

 

АНСАМБЛЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ 28-ОЙ АРМИИ
(ТАНК Т-34)


В ознаменование 25-летия со дня освобождения Элисты от немецко-фашистских оккупантов в 1968 году на северо-восточной окраине города у автотрассы Элиста – Волгоград был установлен на постаменте памятник танк
Т-34. Он подлинный участник истории, испытавший пожар войны и вышедший из-под огненного шквала победителем. Рядом с танком сооружена стела с рельефным изображением танкиста, летчика и пехотинца, на ней текст, в котором названы освободители города. Это части 28-ой Армии под командованием генерала-лейтенанта В.Ф. Герасименко в составе 34-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием подполковника Н.В. Галая, 152-й отдельной стрелковой бригады под командованием майора
С.И. Алексеева, 6-ой гвардейской танковой бригады под командованием полковника М.Н. Кричмана, 289-ой штурмовой авиадивизии под командованием полковника Л.Д. Рейно, 103-го гвардейского стрелкового полка под командованием майора Г.Н. Кудрявцева.
Авторы памятника – скульптор Н.А. Санджиев, архитектор М.Б. Пюрвеев.
Проезжающие машины замедляют ход, а люди, впервые приехавшие в Элисту, останавливаются у танка, чтобы поклониться памяти павших, вспомнить не вернувшихся с поля боя родных и однополчан, прочесть надпись на стеле с благодарностью к элистинцам.

 

 

Обелиск ЖЕРТВАМ ФАШИЗМА, ПАРТИЗАНАМ
И МИРНЫМ ЖИТЕЛЯМ, РАССТРЕЛЯННЫМ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Герои спят в степи безводной,
Прожив иной лишь жизни треть,
Чтоб стала Родина свободной,
Чтоб мы могли любить и петь.
(С. Добровольский)


На северной окраине г. Элисты в балке Гашун возвышается обелиск жертвам фашизма. 9 сентября 1942 года фашисты расстреляли в этом месте более 800 мирных жителей-калмыков, украинцев, евреев и партизан. Большинство расстрелянных граждан были евреи из Украины, Белоруссии, Польши. Трехгранный обелиск с вырезанными на гранях лицами выражает протест злым силам и гордость духа людей. Надпись на одной из сторон уводит к событиям 1942г.: «Здесь расстреляны…» На другой – читаем то, что в сердце каждого из нас: «Вечная память советским патриотам, жизни отдавшим за нашу Родину». Лаконичная и целостная форма памятника-обелиска вписалась в окружающее пространство, четко просматривается издалека. Автор его Н.А. Санджиева.
В начале сентября 2000г. в северной части балки Гашун в присутствии делегации из Израиля открыт памятник безвинно погибшим евреям от рук немецко-фашистских захватчиков. Памятник работы скульптора Степана Ботиева отвечает требованиям еврейской культуры и религии иудеев. Его венчает не обычная пятиконечная звезда, а т.н. мерина - семисвечник.
Раввин освятил памятник и прочел молитву памяти о безвинно погибших.
Калмыкия первой на территории России увековечила память безвинно погибших евреев. Здесь проходят митинги-реквиемы, звучат молитвы о погибших насильственной смертью, возлагаются венки и цветы. Люди помнят о трагедии и чтут память погибших. 

 

 

Памятник Тамаре Хахлыновой

Автор заслуженный художник России В.А. Евдокимов

5 мая 1996 года в центре столицы Калмыкии прошел митинг открытия памятника отважной партизанке, защищавшей свободу родной степи от немецко-фашистских захватчиков. Она сражалась в отряде командира Яковлева и погибла в неравном бою, застрелив из винтовки десятерых гитлеровцев. Тамара Хахлынова вместе с другими героями покоится у Вечного огня памяти.
В 1965 году подвиг славной дочери калмыцкого народа Тамары Хахлыновой высоко оценен орденом Отечественной войны I степени. Именем отважной партизанки названы улицы городов и сел республики, медицинский колледж. О ее подвиге слагают стихи, поют песни. В 1943 году после гибели отважной девушки пели известную многим песню:


Чтоб родная степь,
Как прежде,
Вольностью дышала
Со зверьем, несущим рабство,
В бой вступила смело.
Десять фрицев с офицером
Пали издыхая.
Над курганом одиноким
Пролетела хмара
Мстя за смерть, героем пала
Юная Тамара.


Внимательно смотрит с постамента юная Тамара, она общается с юными гражданами степной столицы, спешащими в аудитории медколледжа. Благодарные потомки возлагают цветы к памятнику-бюсту, помня, что подвиг совершен для защиты свободы поколений родной республики. 

 

 

«БУДДА ШАКЬЯМУНИ»

Согласно преданиям, в VI в до н.э. в Сев. Индии, в предгорьях Гималаев, существовало владение Капилавасту, где у царя Шуддхадана и его жены Майи родился будущий Великий Учитель, получивший имя Сидхарта, что означает «Исполнивший свое назначение». Он дал миру законченное умение жизни. Закон бесстрашия, отказа от собственности, достоинство человеческой личности вне классов и внешних различий, закон любви на основе самосознания. И так как, Калмыкия является одной из буддийских республик России, то появление беломраморной скульптуры Будды Шакъямуни в центральной части города явление не случайно. Автор скульптуры - представитель старшего поколения калмыцких художников Владимир Савельевич Васькин. После долгих раздумий и многолетнего изучения буддийской философии мастер решил остановиться на классическом варианте изображения Будды: в позе лотоса, с патрой в руке. Полутораметровая скульптура Будды, высеченная из специально привезенного уральского мрамора, явилась плодом семимесячного труда не только В. Васькина, но и его ассистента Петра Усунцынова. Статуя установлена в сквере, прилегающем к центральной площади и помещена в шестигранную ротонду, исполненную в восточном стиле. С этого времени понятие «ротонда» из лексики узкого круга специалистов широко вошло в нашу повседневность. Ротонда - материально-художественное выражение буддийского зодчества. На первый взгляд, ротонды во всех странах Востока кажутся идентичными, но это далеко не так. Каждый народ в силу своей самобытности в мироощущении и миропонимании внес свои различия и, в том числе, ойрат-калмыки. Они синтезировали многоярусную каркасную крышу древних китайцев в одноярусную. Высоко загнутые вверх коньки крыши сделали более пологими (в тибетском стиле). Из множеств различных зооморфных фигур сохранили «Лу» - дракона. Заимствованный у китайцев ажурный тип карниза видоизменен на три перпендикулярных фигурных ряда, олицетворяющие взаимосвязь 3-х сфер бытия - земную, духовную и потустороннюю. На крыше установлен ганжур – символ мироустройства. Ротонда расписана калмыцким орнаментом и, в том числе «Баткишиг зег». Ритуальная тумба с мраморной чашей стала неотъемлемой частью ротонды. Ойрат-калмыцкая ротонда воздушная, легкая, локально расположена в пространстве и со всех сторон воспринимается одинаково. Не так то просто рождался проект ротонды. Вначале архитектор В. Гиляндиков остановился на варианте 4-хгранной беседки в восточном стиле, но позже, после поездки в Монголию, изменил свой замысел. Ротонда теперь имеет 6 граней и 6-тискатную крышу из традиционного восточного материала - дерева. Художники В. Куберлинов и Н. Галушкин выполнили резные элементы верхней части беседки. Монументальная скульптура Будды «Бурхн Багшин Гегэн» - «привита» в ротонде и получила только ей отведенное пространство, в котором значимы свет и тень. Схожесть будд - это только внешняя сторона, которая непосвященным кажется копированием. Композиция фигуры - очень величественна. Осана «поза» - грациозна и неподвижна, это четко выделяется положением спины, формой плеч, груди, головы, ног, а гладкая струящаяся форма одежды, подчеркивает статичность Будды. Лицо спокойное, благородное выражает глубокое раздумье. Глаза прикрыты веками. Облику, лица приданы национальные черты. Традиционны: длинные неземные уши, правая рука опущена - мудра, левая поддерживает патру (чашу). Открытие памятника Будде в ротонде состоялось 6 июля 1995 г. и, было приурочено к 60-летию Его Святейшества Далай-ламы ХIV. В постамент памятника была заложена капсула с обращением к Учителю на калмыцком и русском языках. В нем говорится: «Ом Мани Падме Хум». Беломраморный Будда Шакъямуни является не только смысловым организующим центра города, но и местом паломничества, символом духовного возрождения калмыцкого народа.

 

«ГЕДЕН ШЕДДУП ЧОЙКОРЛИНГ»
(хурул Сякюсен-сюме)

Буддийский храм города Элисты был открыт 5 октября 1996 года при большом стечении верующих со всех концов республики. Это событие, которого столько лет с неугасающей надеждой ждал калмыцкий народ.
Дорога к храму вымощена страданиями и чаяниями многих поколений калмыков, не оставлявших надежды поклониться родным святыням ни в суровые годы тоталитаризма, ни в эпоху застоя.
В 1991 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект главного хурульного комплекса Калмыкии, победителем которого стал архитектор Владимир Гиляндиков. Четыре долгих года длилась дорога к храму. Средства вносили жители республики. Организации, учреждения, предприятия. Значительные средства были внесены Президентом Республики Калмыкия К. Н. Илюмжиновым.
Величавый образ храма, восходящий к тибетскому стилю, органично дополнен монументальной скульптурной живописью.
Сякюсен-сюме - это четырехугольное сооружение с надстройкой в виде двухъярусной пагоды на северной стороне. Башни - пагоды придают буддийским храмам неповторимую красоту. Однако за их легкостью стоит тяжелый труд. Сложность работы заключается в том, что башня состоит из тысячи деталей размером 14x14 см.
Мастеров, которые это делали с умением, передающимся из поколения в поколение не осталось, и все же эту работу вручную выполнил мастер из г. Элисты Анатолий Михайлович Урубкин.
Высота храма 20 м., длина - 24 м., ширина -19м. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры - Колеса Учения. По бокам - две канонические лани, слушательницы первой проповеди Будды! Верхняя часть Сякюсен-сюме выстроена в стиле пагоды, нижняя часть напоминает древние тибетские монастыри.
Созвучна образу храма монументальная живопись храмового фасада. Изображения охранителей 4-х сторон света даны контурным рисунком в многокрасочной ярусной композиции. Первый этаж состоит из вестибюля с 3-мя входными дверями и большого молельного зала со световым фонарем, пропускающим солнечные лучи. На втором этаже размещены библиотека, комнаты для занятий и медитаций монахов, малые залы для индивидуального приема верующих, несколько жилых помещений для духовных лиц. Со второго этажа, по лестнице, можно пройти в двухъярусную пагоду, предназначенную для утренних ритуалов.
B центре архитектурного объема сюме находится бронзовый Будда - скульптор В. Васькин – заслуженный художник РФ, ассистенты - художники П. Усунцынов и Н. Галушкин, сварщик Н. Таран. Статуя Будды наполняет храм возвышенной чистотой и благородством человеческого духа. Будда в ярко-желтом монашеском одеянии, сидит в позе «падмасаны» и держит в левой руке у лона чашу для подаяния - патру, правая рука опущена в традиционном жесте.
Выражение достоинства, милосердия на лице, волосы, поднятые на темени в пучок «ушниши», удлиненные мочки ушей и третий глаз «урна» в виде большого драгоценного камня передают облик Просветленного.
Живопись под началом художника А. Поваева, Васькиной, Нуровой, Манджиева вносит в декор храма фольклорные звучания. В левой и правой частях алтаря соразмерно статуе Будды - панно с изображением божеств: слева – божества, дарующие долголетие - красный Амитаюс, Белая Тара, Ушнишавиджал. В правой боковой части алтаря - 4-хрукий Авалокитешвара, ботхисаттва сострадания, Ваджрапане, хранитель веры, покровитель монгольских народов и Манджушри, бодхисаттва мудрости.
Молельную часть храма украшает живописное панно. На фреске в центре изображен великий буддийский реформатор Цзонхава с двумя учениками - Гьялцабом и Кедрупом. Цзонхава облачен в традиционное желтое одеяние ламаистского монаха и в канонический головной убор с ушками спадающими на плечи. В руках у него цветы лотоса, на которых лежат атрибуты Манджушри. На верху - Майтрея грядущий Будда. Внизу, справа - монах с подношениями. Справа и слева в облаках - небожители с опахалами и другими атрибутами веры. Фигуры соединены между собой белорозовыми облаками. Авторы: буряты А. и Р. Цыдыповы, тибетец Калсанг Табке, калмык Э. Нимгиров. В глубине находятся статуи главных божеств буддийского пантеона Тар - милосердных помощниц ботхисаттвы Авалокитешвары, фигуры покровителей и хранителей веры.
Молельный зал Сякюсен-сюме украшают панно, иконы, занавеси и другие культовые атрибуты. Весь зал разделен колоннами на 3 части: центральную и боковые. Колонны покрыты орнаментальными композициями из геометрических фигур, цветов и драконов. 3 целом росписи, резьба по дереву и культовая атрибутика в металле и дереве (Н. Галшкин и В. Куберлинов) - результат творческого содружества подготовленного опытом индивидуального приобщения к традициям старокалмыцкого искусства. После столетнего забвения, вызрев в глубине художественного сознания нового поколения, традиционное наследие воплотилось в гармонию архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства.
По проекту Элистинский хурульный комплекс будет одним из крупнейших центров буддийской религии и образования в Европе. Здесь предполагается открыть 4 факультета: буддийской философии, истории буддизма, традиционного искусства, восточной медицины и астрологии.
В Элистинском хуруле возрождаются традиции национальной храмовой школы живописи. Молодые послушники овладевают в хуруле знаниями.
В 1992 году в фонд строительства монастыря внес крупное пожертвование Далай-Лама XIV, который, посетив Калмыкию, освятил место строительства храма Геден Шеддуп Чойкорлинг, что в переводе значит – «Святая обитель теории и практики школы Гелук».
Сякюсен-сюме – место паломничества буддистов из разных регионов России и зарубежных стран, людей разных нациолнальностей, объединяющихся верой в 3 прибежища – Будду, Дхарма, Сангху. Это один из самых величественных и красивейших буддийских храмов России и Европы. 

 

 


«БЕЛЫЙ СТАРЕЦ»
Хозяин мира, года и земли,
О, Белый Старец, милости яви.
Ты — покровитель наших бренных лет,
Продли сей жизни заповедный след.
Р.Ханинова.

Образ Белого Старца - великого бога-духа во все времена, свято ценился калмыцким народом как символ чистоты и вечности, веры, единства и согласия,
национальной самобытности народа.
Белый Старец установлен на Аллее Героев столицы республики. Автор памятника — заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель иcкуccтв PK, скульптор Наран Яковлевич Эледжиев. Монумент выполнен из белого уральского мрамора, высотой 2,5 метра и весом в 27 тонн.
Белый Старец, будучи хозяином Вселенной, Космоса в своем ведении имел Небо, 3емлю, Огонь и еще множество гениев-хранителей, таких, как Заяни-Заячи - гения-творца, Хурлеста-тенгира - гения неба, которые помогали калмыкам побеждать своих врагов, преодолевать голод и болезни.
Автор изваял Белого Старца оригинально и самобытно, его Белый Старец изображен во весь рост, с накинутым на плечи лавшаг-сумане, в шапке-гюрсин. В правой руке он держит посох, а левую положил на спину волка, символизирующего неподкупность и незыблемость. В скульптурной композиции присутствуют атрибуты степи - сайгаки, птица Хан-гаруд, на фоне дневного светила – солнца высечен калмыцкий узел — символ вечности жизни и бессмертия Вселенной.
Белый Старец, по-калмыцки Цаган-Аава, несомненно, является одним из красивейших, памятников столицы Калмыкии.

 

 

«СТУПА ПРОСВЕТЛЕНИЯ»

В июле 1998 г. произошло знаменательное событие в религиозной и культурной жизни Калмыкии. Впервые на территории современной России, в одной из трех ее буддийских республик, появилось единственное в своем роде культовое сооружение - Ступа Просветления, несущее особенную смысловую нагрузку, символизирующее Просветленный ум Будды. Ответственным за строительство стал Президент центра Карма Кагъю в Элисте Санал Батырев. Один из первых учеников Ламы Оле Нидала в Калмыкии.
Автор проекта Ступы Просветления архитектор из Германии Войтек Косовский. По его чертежам построена 13-метровая Ступа в Испании, аналогичные сооружения есть также в Германии и Польше. В проектировке Ступы Просветления в Элисте принимал участие местный архитектор Владимир Гиляндиков, а статую Будды выполнил известный скульптор Владимир Васькин.
Разные по форме и назначению, буддийские ступы очень часто встречались в прежние времена в степях, где кочевали, а впоследствии вели оседлую жизнь калмыки. Но, к сожалению, во времена тотальной борьбы с религией в нашей стране подверглись уничтожению многие буддийские святыни. И сейчас, когда в Калмыкии восстанавливают хурулы, настал черед для возрождения ступ. В книге «Drung. Deu and Boen» Нахмал Норбу Ринпоче говорит «бывают разные виды ступ, но одна из их общих функций - это приведение в равновесие энергий местности. Как правило, ступы строят в тех местах, где существуют проблемы...»
Ступа Просветления в Элисте представляет собой величественное сооружение высотой 11 метров. Каждая деталь монумента имеет свое символическое значение, так квадратное основание символизирует землю: круглая часть - Бумба - стихию воды, золотые кольца – огонь, зонт - корона – воздух, капля на луне и солнце символизирует эфир, или пустоту - пятый элемент, из которого возникли четыре элемента жизни. В нижней, центральной части располагается алтарная комната, на самом верху, под остроконечным куполом в углублении в виде вазы - небольшая золоченая статуя Будды. Строители не случайно установили это культовое сооружение вблизи с живыми массивами. Форма ступы символизирует все аспекты энергии взаимодействия между местностью к населяющими ее людьми.
По традиции, внутрь ступы помещены определенные предметы-символы: зерна аграрных культур, произрастающие в Калмыкии, драгоценные камни, вещи, принадлежащие великим Ламам - учителям буддизма, и, конечно же, молитвы. В алтарной части Ступы Просветления находится барабан с 500-ми миллионами мантр (молитв) «Ом Мани Падме Хун». Такие барабаны очень распространены в Тибете, их называют молитвенные колеса.
Буддисты считают, что все существа, не только люди, в области, где построены молитвенные колеса, оказываются спасены от перерождения в низших мирах - они достигают участи богов, кроме того, молитвенное колесо останавливает войны и болезни. Внутренние, стены алтарной комнаты расписывал тибетский художник из Индии Дензонг Норбу. Мастер изобразил 16 кармап (кармапа - вобравший активность всех будд) и 10 шармап (шармапа - высокий Лама). В самом центре в позе лотоса - Небесный Будда Ваджратхара - являющийся источником всех буддийских поучений. На противоположной стене можно увидеть изображения красного Хала - покровителя всех живых на небесах, птицу Гаруда - царицу подземного царства и зеленого Ваджрапани, вдавливающего в себя все людские пороки.
Рядом со Ступой Просветления построен домик Махакалы, который по буддийским канонам является защитником всех живых существ. Большой Двурукий Бернагчен Махакала (большой черный плащ). Многие горожане верят, что статуя Махакалы, заполненная мантрами, является не только защитником Ступы Просветления, но и всей Калмыкии от войн, агрессии и помогает всем, кто просит о помощи с чистым сердцем и помыслами. Статуя Махакалы высотой больше метра была вылита из металла и расписана. Заполнена мантрами и освещена Лопен Цечу Ринпоче 1 сентября 1999 года. В правой руке Махакалы - острый нож, который должен отсекать все негативное. Сам защитник стоит на диске, под которым находятся десять основных человеческих пороков, третий глаз Махакалы говорит о том, что он просветленный, т.е. Будда. Рядом с Махакалой изображена его жена Полден Лхамо - сиятельная богиня, чуть дальше - защитник из класса Дю - он противодействует чарам черной магии. По правую руку от Махакалы - покровитель строю елей и ремесленников - Дорджп Лекпа, рядом с ним воин и защитник буддийского учения - Джангар. В правом углу изображение королевы Нагов - духа воды и земли. Домик Махакалы выполнен в традиционном восточном стиле и расписан Дензонгом Норбу. На каждом из четырех загнутым концов крыши установлены священные Ки-Морн - кони ветры. Они смотрят в направлении четырех сторон света. У каждого Ки-М?рн имеется свой флажок: желтый флаг - юг, красный - запад, зеленый - север, синий - восток. Всю территорию, где находятся Ступа Просветления и домик Махакалы, опоясывают 8 канатов с тысячью, разноцветными флагами - это тоже не просто украшение. На каждом флажке написаны молитвы - подношения духам ветра и воздуха, которые должны разносить мантры по всему свету.
Строительство Ступы Просветления осуществлялось на пожертвование граждан и носило поистине всенародный характер. На открытие Ступы Просветления приехали верующие из многих стран. «Ступа Просветления в Элисте - это подарок всем живым существам, которые отныне обрели счастье познать свой ум» (Его Преосвященство Лопен Цечу Ринпоче). Отныне Ступа Просветления - это действующее культовое сооружение, которое должно защищать Калмыкию, способствовать всяческому процветанию и дарить неисчислимые блага всем окружающим. Ступа Просветления все равно останется красивым памятником, шагнувшим из глубины прошлых столетий в современность, памятник, вызывающий восторг и восхищение также благодаря своему художественному совершенству.

 

 

КАЗАНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Христианство нашего края прошло немалый путь. Степи Нижней Волги и Северного Кавказа, где в 17 столетии расселились вышедшие из далекой Джунгарии - калмыки, были землями разных верований, в том числе и православного.
Во второй половине 60-х годов прошлого столетия, в черте тогдашнего села Элиста, начал осуществлять службу Молитвенный дом – Николая Чудотворца (1868 г.). По непонятным причинам в 1896 году он сгорел, но на следующий год на его месте заложили Крестовоздвиженскую церковь. В 1939 году, во время тотальной борьбы с религией, храм разобрали на постройку в городском парке летнего театра.
Много настоятелей сменилось в Элистинском православном приходе с тех пор. С 1984 года - отец Зосима Остапенко. С его приходом церковная жизнь заметно оживилась. Усилиями отца Зосимы начал возводиться новый храм. Проект был изготовлен московскими архитекторами Виктором Васильевым и Петром Ватманом. В 1989 году был вырыт котлован. В 1994 году строительство заморозили из-за нехватки средств. В 1995 году правительство Республики Калмыкия выделило средства для продолжения строительства храма.
Церковь Казанской Божьей Матери построена в византийском стиле. За основу взят типовой проект московской церкви 18 века, стиль позднего барокко. В завершенном виде храм представляет собой однокупольное сферообразное строение, увенчанное ротондой с крестом. Обычно православные храмы выстраиваются в форме круга - вечность, в форме корабля – вера в спасителя или в форме креста, как Элистинская церковь. Средняя часть храма - это, восьмигранный барабан. Главный вход в Храм завершается колокольней с семью колоколами разных размеров. Крест, венчающий храм, и купола изготовлены на Атоммаше (г.Волгодонск)из металла, покрыты листами нержавеющей стали, на которые нанесен тонкий слой «нитрид титана» под золото. Порталы церкви украшают колонны. Все иконы храма написаны иконописцами из г. Ставрополя А. Поповым и А. Ропотовой.
Полезная площадь строения составляет 215.30 кв. метров.
Из них алтарь - 27 кв. метров, высота по кресту над ротондой - 21 метров. Стены храма возведены из силикатного кирпича. Крыша купола и двухскатная крыша трапезной церкви покрыты «модифицированной» битумной итальянской плиткой.
Казанский Кафедральный Собор - является главным православным храмом Калмыкии, о чем говорит наличие в нем кафедры с изображением орла.
Церковь условно разделена на 3 части: притвор, где молятся все верующие, центральная, храмная часть, где могут находиться только священники и алтарная часть. Под куполом центральной части можно увидеть голубя, олицетворяющего Святого Духа. Голубь был изготовлен из нержавеющей стали с покрытием «нитрид титана». Этот технический прием использован и при оформлении иконостаса храма.
В 1996 году, когда еще строительство церкви не было завершено, в ней уже была проведена первая пасхальная служба.
B 1997 году,6 июля землю Калмыкии посетил Святейший Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II.
7 июля Его Святейшество освятил и открыл Элистинский собор. В дар собору Алексий II преподнес икону Казанской Божьей Матери, которая заняла центральное место над алтарем. Отсюда официальное название храма: Казанский Кафедральный Собор. Также в дар собору Алексием II передана Влахернская икона Божьей Матери с дарственным благословением, чтобы «Царица Небесная, которая во Влахернском Храме во время осады Константинополя охраняла верующих, простирала бы свой божественный покров и над Республикой Калмыкия».
Имеется в храме и единственная икона с мощами святого - это икона св. Иннокентия.
В знак дружбы между калмыцким и русским народами, заслуженный художник Российской Федерации В. Васькин подарил Собору крест с изображением на нем распятого Иесуса Христа.
В настоящее время завершена роспись собора, написаны 2 иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Заполнены иконами все ниши.
В приходе открыта воскресная школа, как для детей, так и для взрослых, проводится большая благотворительная работа. При Кафедральном Соборе создан архиерейский хор под руководством
А. О. Талицкого, который состоит из профессиональных певцов.
Строительство церкви Казанской Божьей Матери осуществлялось разными государственными и частными организациями. Возводили храм на пожертвования верующих и отдельных граждан Калмыкии. Но основной вклад в святое дело был оказан Президентом Республики Калмыкия К.Н. Илюмжиновым и мэром г. Элисты В.М. Шамаевым.
Ежедневно открыты двери собора. Его посещают много верующих, которые через внешнюю красоту постигают великую тайну Домостроительства.
Казанский Кафедральный Собор Элисты украшает город своим внешним благолепием и внутренним убранством.

 

 

ХРАМ - ЧАСОВНЯ
Сергия Радонежского
Автор проекта - архитектор Баатр Мошулдаев.


Большим событием в дни празднования 60-летия Великой Победы явилось торжественное открытие в Элисте храма-часовни Сергия Радонежского, рядом с ЦКДИ "Октябрь" в седьмом микрорайоне города.
Русский просветитель, видный церковный деятель, а впоследствии великий православный святой Сергий Радонежский благословил в 1380 году на подвиг Дмитрия Донского. С тех пор Сергий Радонежский считается покровителем воинов. Идя на поле брани, они молились ему, прося покровительства и заступничества перед Богом.
Место под часовню в честь преподобного Сергия Радонежского освящено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II во время первого визита в Республику Калмыкия. 7 июня 1997г. И вот наконец-то в этом году миниатюрный православный храм вознес к небу свой купол с позолоченным крестом.
Строительство велось на глазах элистинцев в течение четырех месяцев, и 8 мая, в канун 60-й годовщины Вели¬кой Победы над германским фашизмом, состоялось его торжественное открытие. Часовня возведена в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сюда можно приходить не только молиться, но и помянуть наших земляков, погибших в битвах за свободу России со времен Отечественной войны 1812 года. 43 тысячи имен наших предков и современников, погибших за наше Отечество, будут занесены в памятные списки на стенах этого храма. Более половины из них, в том числе и имена элистинцев, уже записаны на таблицах, прикрепленных к стенам часовни.
Во время торжественного открытия храма было сказано, что он, вместе с колокольней и Поклонным крестом, станет калмыцкой Поклонной горой, где каждый из нас, а главное - наши дети, смогут приобщиться к великой истории России, поклониться памяти ее героев, помолиться о спасении ее в будущие века.
Символично также, что лампады храма-часовни были зажжены от благодатного огня, сошедшего с неба в День Святого Христова Воскресенья, который привез из Иерусалима Президент Калмы¬кии Кирсан Илюмжинов. Тысячи элистинцев уже принесли его в свои квартиры.
Часовня открыта ежедневно, без выходных, с 8 часов утра до 20 часов вечера. По словам смотрительниц храма, в него все время идут люди, независимо от национальности. Многие приходят семьями. Молятся, ставят свечи за здравие и за упокой, жертвуют на содержание храма, благодарят, что он появился рядом с их домом. Некоторые посещают храм, идя на работу, другие после рабочего дня.
Открытие часовни - хороший подарок 10-летию Элистинской и Калмыцкой Епархии, которое будет отмечаться осенью этого года.
Отрадно, что храм гармонично вписался в архитектуру восточного жилого массива Элисты и стал его украшением. Очень трогательно, что на днях во время городского субботника у его стен были высажены 43 рябины, каждая из которых символизирует тысячу погибших воинов. Алые гроздья рябин будут напоминанием нам о славном подвиге наших земляков и соотечественников, отдавших свои жизни за свободу Отечества.

 

 

 

«ИСХОД И ВОЗВРАЩЕНИЕ»

На кургане в восточной части восьмого микрорайона. Автор Почетный гражданин Калмыкии Эрнст Неизвестный, архитектор С.Е. Курнеев.
29 декабря 1996 года при огромном стечении жителей города и республики был открыт памятник-монумент из бронзы жертвам депортации калмыцкого народа. Памятник открыт не в день высылки народа Калмыкии, а на один день позже, потому что бушевавшая метель не позволила принимать самолеты из Москвы, автор монумента и Президент Калмыкии ждали возможности прилететь в Элисту. Сам памятник заблаговременно был доставлен из мастерской Эрнста Неизвестного, для него в течении нескольких месяцев курган, воплощался проект архитектора Сергея Курнеева. Так выполнялось распоряжение Президента Калмыкии «О мерах по организации торжественного открытия монумента «Исход и Возвращение».
В памятнике Эрнст Неизвестный показал, как чудовищная машина технической цивилизации пыталась перемолоть народ, как она втягивает в себя людей: их спины, части ног и т.д. уходящая в небытие семья и рядом с ними маленькие фигурки злых сил - сил тьмы. Этих уходящих людей встречает Будущее и Прошедшее. В скульптуре можно найти множество знакомых лиц, здесь есть лики К. Илюмжинова, Д. Кугультинова и многих других людей, с которыми встречался и подружился автор в Калмыкии. Мы видим голову Будды – спокойную, погруженную в себя полуулыбку. Это сила вечности. Перед лицом Будды – лотос, священный цветок, отрезанный дьявольским мечом. Душа у лотоса – женская. В лотосе – зародыш, спящий ребенок… В композицию внесена овечка, символ терпимости народа, она плачет над поверженным ребенком. Выполнено это по совету Давида Кугультинова. Поднимаясь по пешеходной дорожке, мы видим огромное количество людей, уходящих из жизни, берущих с собой предметы буддийского культа. Их лица обращены вниз, к железным шипам безжалостной машины. Чаша их страданий переполнена и испита.
Вторая часть монумента Возвращение – прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю. Над головой человека фигура Кентавра – символа Эрнста Неизвестного, означающий единство человека и природы. С обратной стороны – раскрывшийся огромный лотос. Над ним – лев и змея – победители. Табун лошадей, несущийся по родным просторам; знак вечности, вечного движения (колесо). В своем движении он захватывает все: и птиц, и рыб, и слона, и летящую корову – символ калмыцкого воинства. Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения, она сильна как ветер. Череп под копытами – это прошлое, из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего.
В центре вращения вечного колеса движения спит эмбрион. Есть в скульптуре и маленькие фигурки: из яйца выходят две маленькие ладони в форме лотоса. Все в композиции метафорично, все вызывает к чувствам и историческому опыту, к народным корням.
Эрнст Неизвестный к каждой детали скульптуры делал эскизы, рисунки. Более пятисот рисунков выполнил Мастер, но пойти другим, облегченным путем не мог, он узнал и понял душу не сломленного народа, прикоснулся к его культуре, искусству, вере, живой душе. Зрителям его творения, скульптор оставил такие слова: «Один из наиболее наглядных признаков современного искусства – стремление художника приобщить зрителя к творческому процессу, почти к соавторству… Я часто думаю о зрителе. Для себя я решил так: художник имеет право быть не понятым, но делать это лозунгом – преступление. Художник всегда хочет быть понятым, возможно большим кругом людей. Быть не понятым для художника всегда трагедия. При этом у зрителя есть свои обязанности, он должен смотреть активно, непредвзято, с максимальным напряжением, как слушают концерт или читают сложный современный роман. Я зная, какая радость ждет человека, когда он постигнет не только внешнюю оболочку симфонии, но вдруг поймет и почувствует внутреннюю красоту замысла. Радость восприятия тогда равна радости творчества».
На открытии монумента «Исход и Возвращение» присутствовали делегации из соседних регионов России. Они отметили, что в Калмыкии водружен первым памятник трагедии народам, длившейся тринадцать лет и тринадцать дней. Вместе с гражданами Калмыкии они разделили боль и радость души невидимую благодаря возведению монумента памяти и скорби.

 

 

Памятник
ЖЕРТВАМ СТАЛИНСКОГО ГЕНОЦИДА

Камень известняк, доставленный с места захоронения фронтовиков-широклаговцев калмыков (1944-1945 гг.)

«-Эн дотл чолун – Сталинск оркшиллгнля харгж харлгдсн улсин бумб. 1944-1945 ж. Широковск ГЭС-ин тосклгнд амнасн хагцсн хальмг цергчнрин оршалгдсн газрас авч иргдв.
Камень-известняк. Памятник жертвам сталинского геноцидв. Доставлен с места захоронения фронтовиков Калмыкии, умерших при сооружении Широковской ГЭС в 1944-1945 годах.
Такая надпись, выполненная на черной мраморной пластине, появилась во время митинга-реквиема 28 декабря 1992 года. До этого делегация из Калмыкии побывала в Пермской области, был привезен и установлен в центре г. Элисты на ул. Пушкина, 16 «а», около кинотеатра «Родина». Уральский памятный камень, ставший местом паломничества ветеранов Широклага, их родных и близких. Потом появилась книга памяти ссылки калмыцкого народа «Широкстрой»: ШирокЛАГ: Сборник воспоминаний воинов-калмыков, участников строительства Широковской ГЭС. – Элиста: Джангар, 1994.