Печать
Опубликовано: 14 июля 2022 14 июля 2022
Просмотров: 575 575

Михаил Пришвин

Творчество Пришвина одинаково привлекает и взрослых, и детей. Он замечательно сформулировал то, что каждый писатель должен помнить всегда: надо «писать для взрослых так, чтобы детям было понятно», а «для детей так, чтоб взрослым было интересно». Михаил Михайлович Пришвин родился в селе Хрущёво-Лёвшино Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии. Из гимназии был исключен за «свободомыслие». В 1900 г. уехал в Германию, учился в Лейпцигском университете, где получил диплом агронома. С 1906 г. стал заниматься журналистикой: печатался в известных газетах «День», «Русские ведомости», «Утро России» и др. Много раз выезжал в этнографические экспедиции в отдаленные, малоизвестные места. О глухих уголках России написаны его многочисленные рассказы и очерки, принесшие писателю славу одного из самых больших знатоков русской природы и самых эмоциональных её певцов. За первую книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин был избран действительным членом Российского географического общества, получив признание как ученый. Первозданная красота природы стала его темой на долгие годы: это была его планета, его убежище, его лаборатория, в которой совершались гениальные открытия. Чудеса случаются с героями Пришвина на каждом шагу, это может быть открытие закона лесной жизни: «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнезда прямо на земле; дрозды – ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятлы, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы». («Этажи леса»). А может быть неожиданное происшествие, как в иронической притче «Говорящий грач». В ней герой безуспешно пытался научить разговаривать молодого грачонка, и когда у него кончились продукты, прилетел грач и с издевкой спросил: «Хо-чешь каш-ки ду-раш-ка?» Пришвину был свойствен юмор особого рода – тонкий, как будто спрятанный от невнимательных глаз, как легкая тень улыбки многомудрого философа, каким и был он на самом деле. В рассказе «Лисичкин хлеб» девочка Зиночка, «копуля такая, что и белый-то хлеб не берет», получает от автора вместе с принесенными из леса травами кусок черного хлеба, который был взят про запас, да не съеден. И этот хлеб, который автор остроумно назвал «лисичкиным» по аналогии с «заячьей капустой», кажется Зиночке необыкновенно вкусным. Писать для детей Пришвин начал в 20-е годы. Среди его детских книг: «Рассказы егеря Михал Михалыча» (1928), «В краю дедушки Мазая» (1945), «Дедушкин валенок» (1946), «Кладовая солнца» (1946), «Золотой луг» (1948). Творчество М.М. Пришвина оказало огромное значение на нравственное воспитание детей.

Виталий Бианки

В нашей литературе есть много замечательных писателей, которые писали для детей о природе, особое место занимает В.В. Бианки. Как и у многих других, интерес всей жизни обозначился у Виталия Валентиновича Бианки уже в детстве. Его отец был известным ученым орнитологом, а у мамы были такие, как говорится «зеленые руки», от которых растения цвели пышным цветом. Любовь к природе он перенял так же естественно, как страсть к путешествиям, а они давали ему массу новых впечатлений. Он изучал биологию на факультете естественных наук Петербургского университета, учился в Институте истории искусства. Писать для детей Бианки начал в 28 лет – тогда он познакомился с объединявшимися вокруг Маршака ленинградскими детскими писателями, которые создавали новую познавательную книгу для детей. Бианки сочинял истории, которые сам называл «сказки-несказки»: по форме это был вымысел, но факты были самые что ни на есть научно-достоверные. Первая его сказка, «Путешествие красноголового воробья», появилась в журнале «Воробей». А уже через год вышло несколько книг, которые с тех пор прочитали миллионы детей: «Кто чем поет?», «Кукушонок», «Лесные домишки», «На великом морском пути», «Первая охота», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?». Бианки часто ставил вопросы, которые обычно задают дети. Найти ответы на них помогают герои сказок – звери и птицы, обитатели земного, подземного, водяного и воздушного царства. Вспомните, сколько пришлось пережить маленькому муравью из сказки «Как муравьишка домой спешил», или заблудившейся ласточке Береговушке («Лесные домишки»)! Путешествуя вместе с ними, мы узнаем много нового: их обычаи, повадки, особенности. Бианки - биолог, путешественник, охотник, краевед - хорошо знал, как богата и прекрасна природа в своем разнообразии. «Только окончательно тупые люди думают, что мир так прост и скучен, как они его себе представляют. Людям юным и поэтам достаточно толчка извне, чтобы снова почувствовать его таинственную прелесть», – считал писатель. Бианки давал такой толчок своим читателям, заставляя их радоваться и переживать за симпатичных, но таких беззащитных зверюшек. Бианки показывает величие и беззащитность природы, всегда подчеркивает, что человек – всего лишь её часть. Он хотел чтобы дети на всю жизнь сохранили интерес к ней и ответственность перед ней. Как, например герой из рассказа «Лупленый Бочок»: зайчонка-листопадничка деревенский охотник нашел под кустом смородины и подбросил своей собаке вместо щенят, которых раздал знакомым. Собака со смешным именем Клеопатра такого скандалиста воспитала – никому спуску не давал! Знаменитая «Лесная газета» (1928), переведенная на многие языки мира, родилась из постоянного раздела журнала «Воробей», где из номера в номер Бианки вел филологический календарь. За 35 лет литературной работы Бианки издал более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей, научно-художественных очерков. И все они о мире живой природы, который надо беречь и защищать.