Печать
Опубликовано: 02 марта 2022 02 марта 2022
Просмотров: 569 569

"Үвләс сәәнәр һарвт?" - с такого приветствия в праздник Цаган Сар начинается утро в каждой семье. Впрочем, во многих калмыцких домах эти слова звучат десятки раз. Все здороваются друг с другом, поздравляют с приходом весны и желают процветания и благополучия.
Самое главное угощение Цаган Сара, как и во времена наших предков, - борцоки. Это не просто жареное мучное блюдо.                
Форма борцоков имеет глубокое значение. Хранители старины, знатоки народной мудрости - пожилые люди, как никто другой, точно знают, что символизируют фигурки из теста.

Подготовка к Цаган Сару для нас - торжественная церемония, а приготовление борцоков и вовсе особый ритуал. Большинство бабушек замешивают тесто на кефире и соде, потому что из дрожжевого невозможно слепить правильные формы. Каждый год для подношения бурханам  кладут две лепешки в форме солнца "целвг", три шор (удлиненные борцоки с тремя углублениями), один кит (напоминающий конскую кишку). А завершает "пирамиду" "хуц", вылепленный в форме головы барана. Можно положить и остальные цагансаровские борцоки; тохш, мошкур, джола, любимые детьми хорха, но главное, чтобы именно вышеперечисленные виды украсили блюдо для деедж. А еще  детям гостей, своим внукам всегда вручают белг (подарки): нанизанные на нитку маленькие борцоки тохш и хуц.

Прихода Цаган Сара все ждали, как настоящего чуда. Народные гуляния продолжались несколько дней, все наряжались в самые лучшие одежды, украшали дома. Взрослые заполняли просторные карманы своих бешметов конфетами и отправлялись по гостям. А к родным и близким, живущим в других селах, ехали на лошадях. Мужчины еще с вечера чистили седла, вытаскивали дорогие уздечки, расчесывали гриву и хвост. У калмыков к животным всегда было почтительное отношение. Ведь от богатого приплода зависело благосостояние семьи. Один из самых красивых по форме борцоков - "джола" - напоминает уздечку.

С праздником Цаган Сар калмыки связывают различные события буддийской мифологии.Так как Цаган Сар празднуют обычно в феврале (месяц дракона), то царь драконов, обладающий способностью 73-превращений, всю зиму покоится в глубине океана. С наступлением весны этот благодетельный дух выходит из бездны и дивными звуками волшебной трубы из всех водоемов поднимает к облакам воду, образует тучи и посылает людям живительный дождь. Но много врагов у царей дракона. Асурп - завистливые и воинственные полубоги, не желая видеть людей в радости, довольствии и изобилии, бьют в свой чудовищный барабан, замедляя таким образом подъем воды к небесам. Иногда им удается привести к хаосу все стихии и тогда все живое на земле изнемогает от засухи.
По старинному обычаю, в праздник Цаган Сар калмыки дарят друг другу мускатный орех, завернутый в белую бумагу.                  
Обычай этот имеет глубокий смысл: пусть с этого дня начнут произрастать все плоды земли и наступит изобилие.