Печать
Опубликовано: 18 февраля 2022 18 февраля 2022
Просмотров: 638 638

ПЕРСОНА

Юрий Олеша –Зубило русской литературы

Судьба Юрия Олеши — одна из самых драматичных писательских судеб советской эпохи. Талантливый автор, принявший революцию, он оказался чужд художественной и идеологической системе 30‑х годов, и так и не смог в полной мере реализовать свой потенциал.

Великий советский писатель Юрий Олеша широко известен на родине и в других странах. Он писал сказки, увлекательные повести, стихи, сатирические фельетоны, которыми до сих пор зачитываются наши современники.

Самым знаменитым произведением Юрия Олеши считается любимая многими поколениями сказка «Три толстяка». Однако автор создавал красочные повести, юмористические фельетоны и даже писал стихи.

Писатель называл себя последним представителем 19-го века, ведь родился он в 1899 году. Юра родился в семействе польских дворян на территории современного города Кропивницкий.

Когда мальчику было три года, семья переезжает в Одессу. Юра с любовью будет вспоминать потом о бабушке – именно она занималась воспитанием талантливого мальчугана. Женщина учила любимого внука писать и читать, от нее он узнал основы не только родной польской грамоты, но и русской.

Среди близкого круга друзей Юра прослыл остряком, настоящим авторитетом. Метким высказыванием юноша мог заткнуть за пояс любого оппонента.

Какое-то время юноша даже грезил спортивной карьерой, но об этом пришлось забыть – у него было слабое сердце. Когда со спортом было покончено, устремления юного таланта были направлены на литературу.

Свои первые стихи парень начал писать в старших классах, одно из произведений Юры даже было опубликовано в местной газете. Заветную тетрадку с 35 стихами юноша подарил своему кумиру – любимому учителю Аркадию, который преподавал словесность.

Валентина Катаева, который в будущем также станет прославленным писателем, и Олешу связывала многолетняя дружба. Их объединяла любовь к литературе.

По приезду в Москве Юрию посчастливилось устроиться в газету под названием «Гудок» Тогда еще маленькая газета публиковала произведения таких видных авторов, как Ильф, Булгаков, Паустовский, Петров. Сначала обязанности Олеши состояли в работе с корреспонденцией – он составлял письма от лица газеты. Однажды ему доверили написать фельетон, с чем писатель мастерски справился. Короткий юмористический рассказ так понравился издателю, что вскоре в газете начинают появляться другие произведения Юрия.

Новоявленный фельетонист брал злободневные темы из писем читателей – они жаловались на воров, бюрократию и прочие неприятные явления. Вначале такие письма печатали в газете без правок, но материал получался пресным и скучным. А вот истории в сатирической обработке Юрия пользовались бешеной популярностью, тираж издания возрос. Катаев позже рассказывал, что он буквально «потонул» в славе остряка Зубилы.

«Сказочная» карьера писателя началась совершенно необыкновенно. Однажды он познакомился с 13-летней девочкой по имени Валя, которая жила по соседству. Еще до знакомства с девочкой писатель часто видел ее за томиком произведений Андерсена. Потом Валя расскажет своему новому другу о любви к сказкам великого датчанина. Олеша пообещал юной подруге, что создаст специально для нее такую сказку, которая и не «снилась» Андерсену. Обещание Юрий выполнил.

Через несколько лет по мотивам произведения будет поставлен спектакль, который назывался «Заговор чувств».

«Три толстяка» будут опубликованы только в 1928 году, когда Олеша станет известен общественности. Позже сказку превратят в спектакль, а потом и в балет. В 66-м году выйдет и прекрасный фильм с одноименным названием.

В 1930 году обстановка в стране была накаленной – последовала череда арестов и репрессий представителей отечественной интеллигенции. Угрозу чувствовали многие писатели и поэты того времени. В этом же году выходит пьеса Юрия под названием «Список благодеяний». Главная героиня произведения записывала в особую тетрадку все благие поступки и прегрешения советской власти. Таким образом писатель хотел рассказать о собственном отношении к советской действительности. Его героиня утверждала, что умом вполне принимает коммунизм, но чувствами она против нового строя. Это были очень опасные слова – писатель играл с огнем. Несмотря на художественную ценность произведения (ее готовился поставить сам Всеволод Мейерхольд), пьеса попала под запрет.

В «Литературной газете» вскоре появляется любопытная заметка – в одной из статей рассказывается о шефстве рабочих над современными писателями. Таким образом, обычные рабочие должны были показать авторам, каким может быть идеальное литературное произведение. Творчество должно быть приравнено к цеху – таковы были цели советских властей. Среди «подшефной» группы был и Юрий Олеша. Его критиковали, «чихвостили» на собраниях, просили писать просто и лаконично.

Писатель не принял «шефства», он даже напишет в своих дневниках, что литература для него закончилась. На съезде писателей советских республик он скажет, что он вполне может общаться с рабочими, даже жить на заводе, но смысла от этого не будет – писателя никогда не интересовали цеховые будни. В этой теме Юрий не чувствовал себя художником и лгать он не намерен, он просто не понимал тип героя-рабочего.

После такого откровения писателя перестают публиковать. В 34 году он создал кинематографический сценарий под названием «Строгий юноша», по которому позже снимут картину. Но ленту тут же запретили. Олешу назвали пессимистом, а его стиль – несоответствующим социалистическому реализму.

А потом грянула Вторая Отечественная и мужчина переезжает в Ашхабад. Но и в эвакуации писатель нашел достойное занятие – он выступал на радио, писал сценарии.

После смерти Сталина о писателе вновь вспоминают. В 50-х Олеша вновь принимается в творческих кругах. Однако даже после снятия запрета на публикацию, Юрий не смог прийти в себя окончательно – событие сломило его, и писатель крайне редко брался за новые рукописи.

В мае 60-го Юрий умер. В последние годы жизни он много выпивал, денег катастрофически не хватало.

НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ ОН СПРОСИЛ СВОИХ КОЛЛЕГ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЦЕХУ – КАКИХ ПОХОРОН ОН ДОСТОИН. ЛИТЕРАТОРЫ ОТВЕТИЛИ, ЧТО ПАНИХИДА ПРОЙДЕТ ПО ВЫСШЕМУ РАЗРЯДУ. НА ЧТО ПИСАТЕЛЬ ИРОНИЧЕСКИ ПОПРОСИЛ ДРУЗЕЙ ОТДАТЬ ЕМУ РАЗНИЦУ СЕЙЧАС, А ПОХОРОНЫ ПРОВЕСТИ ПО «НИЗШЕМУ» РАЗРЯДУ. ОДНАКО ПОХОРОНЫ МЭТРА СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ ПЫШНЫМИ – ПРОСТИТЬСЯ С ГЕНИЕМ ПРИШЛИ ЕГО ДРУЗЬЯ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОКЛОННИКИ.

Через пять лет выйдет посмертный сборник писателя под названием «Ни дня без строчки», в котором были собраны дневниковые записки Олеши.