27 января 2020 года для учащихся 4 «а» класса (кл. руководитель Качаева А. Ю.) МБОУ СОШ №4 проведён литературный вечер «На родине писателя есть памятник Каштанке». Литературный вечер приурочен к 160-й годовщине со дня рождения классика русской литературы А. П. Чехова. Библиотекарь читального зала ЦГБ им. А. С. Пушкина Н. Дмитриева познакомила ребят с одним из лучших произведений Антона Павловича для детей – рассказом «Каштанка». 

 Ребята прочитали заранее по просьбе библиотекаря это произведение, и после показа презентации «По чеховским местам Таганрога. Виртуальная экскурсия» приступили к обсуждению рассказа.
Сначала школьникам был показан буктрейлер по рассказу А. Чехова «Каштанка», затем ребята услышали рассказ о любви Антона Павловича к собакам породы такса (их у него было несколько) и о дрессировщике Владимире Дурове, с которым приключилась похожая история, но с другим концом. Дуров через суд добился, чтобы собака осталась работать в его цирке. О т Дурова Чехов слышал множество историй о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свое знаменитое произведение. Современники были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел автора, который хотел посмотреть на мир глазами животных.
В процессе обсуждения ребята делились своими эмоциями от прочитанного и отвечали на вопросы: Какие эмоции, чувства, переживания вызвал у вас рассказ? Что случилось с Каштанкой? Что чувствовала Каштанка, когда потерялась? Почему она потеряла след хозяина и не смогла его найти? Что усиливало несчастье собаки? По ходу обсуждения ребята находили в тексте нужные цитаты и зачитывали их.
Подробно вместе с ребятами разбирались в снах Каштанки, потому что в них отразилась её тоска по прежнему дому и любовь к её прежним хозяевам, несмотря на хороший уход и заботу о ней нового хозяина – «таинственного незнакомца».
Обсуждение финала рассказа началось с просмотра отрывка из мультфильма «Каштанка» (студия «Союзмультфильм», 1954). Затем вспомнили условия, в которых жила Каштанка у столяра Луки Александрыча и у дрессировщика месье Жоржа. Сравнение вышло не в пользу столяра, но собака выбрала его, а жизнь у дрессировщика вспоминала как тяжёлый сон. Ребята пытались понять поступок Каштанки и пришли к выводу, что она была верным и преданным псом, и, к тому же, у Луки Александрыча она была вольным псом и не сидела взаперти в квартире дрессировщика…
Активное участие в обсуждении принимали Горяев Артур, Лупиногин Алексей, Михайленко Саша, Новохатский Миша, Яманов Темир, Картенов Владик и другие.
Все эти события по замыслу Чехова происходили в Таганроге, хотя автор и не указывает названия города. В самом городе очень любят это рассказ и его героиню – Каштанку. По этому случаю у входа в парк имени М. Горького установлен памятник всем героям-животным – «Египетская пирамида». Ребята увидели это творение скульптора на презентации: свинью Хавронью Ивановну, гуся Ивана Ивановича, кота Фёдора Тимофеича и, конечно же, собаку Каштанку.
В заключение ребята высказали мысль, что животные чувствуют боль, любовь, преданность как и люди, и, говоря языком Чехова – «Собаки преданный народ».
#biblioteka_08
#chekhov160
#АПЧехов