«Сатира Гоголя»

Николаю Васильевичу Гоголю, классику русской литературы, писателю, драматургу, публицисту, критику в этом году исполнилось 215 лет со дня рождения.

К юбилею писателя в библиотеке п. Аршан была оформлена книжная выставка «Сатира Гоголя».

Н.В. Гоголь родился в с. Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Он был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. Творческую натуру в маленьком Гоголе раскрыл его отец, который являлся поклонником искусства и театра, сочинителем комедий и стихов. Образование мальчик получал дома. После окончания домашнего обучения Гоголь два года провел в уездном училище Полтавской губернии, затем в 1821г. поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию. Юный Гоголь здесь научился рисовать, играть на сцене и на скрипке. В своем будущем он видел себя юристом, чтобы вершить правосудие. Но литература взяла верх над его мечтами. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Еще в детстве Гоголь полюбил театр, и в училище он был участником почти каждой театральной постановки.

 

В художественно-документальной повести Полторацкого А. «Юность Гоголя». –Л.: Сов. писатель, 1960, автор рассказывает о молодых годах будущего великого русского писателя, классика отечественной литературы, о его юности, проведенной в семейном имении Гоголей-Яновских.

 

В 1828г. в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актёром и занимался литературой.

Цикл повестей «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего» Гоголя посвящены Петербургу.

 

Гоголь Н.В. «Петербургские повести». – М.: Сов. Россия, 1984. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека» – убогого, нищего, отверженного обществом. В каждой повести главным героем является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет. Актерская карьера Николая Васильевича не ладилась, а служба не приносила удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть была переработана в «Вечера на кануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха. Литературно известным Николай Васильевич стал после выхода в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», на создание которой писатель посвятил два года своей жизни.

 

Книга Гоголя Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Повести, изданные пасечником Рудым Паньком. – М.: Худож. лит., 1989, сопровождается предисловием самого издателя Рудыя Панька. Он устраивал вечера на которых собирались хуторяне и рассказывали всевозможные истории.

 

Произведения Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка» «Страшная месть» и прочие из того цикла поэтично воссоздают образ Украины.

 

Гоголь Н.В. «Сорочинская ярмарка». – М.: Стрекоза, 2008. – (Классика детям)– это веселая история о том, как поженились Грицько и Параска, основана на народных легендах, сказках и песнях. В произведении присутствуют популярные фольклорные мотивы: ярмарка, черти, проклятое место, пары влюбленных, которым мешают соединить свои судьбы, неверная жена, прячущая своего любовника. Гоголь использует традиционные образы злой мачехи, хитрого цыгана, недалекого мужика, молодой красавицы, удалого парубка. Всё заканчивается традиционной свадьбой.

 

В сказочной повести Гоголя Н.В. «Ночь перед рождеством: повесть. – М.: Дет. лит., 1982. – (Школьная б-ка для нерусских школ). – согласно народному поверью, чёрт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: чёрт крадёт месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений. Настоящий враг чёрта – кузнец Вакула, изобразил чёрта в непотребном виде, за что чёрт желает ему отомстить, но опять-таки пострадал сам.

Также Украина была ярко описана в произведении «Тарас Бульба». К написанию этого произведения, писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьёзную проблему, которая не перестает быть актуальной и в наши дни. Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно и упорно работал над произведением 7 лет.

Повесть Гоголя Н.В. «Тарас Бульба». – Новосибирск, 1993, является частью цикла повестей «Миргород». Основная тема повести – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Это проявляется через призму взаимоотношений Тараса Бульбы и его сыновей – Остапа и Андрия. «Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний, всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками.

 

«Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и другие произведения вошли в сборник: Гоголь Н.В. «Избранное». – М.: Дет. лит., 2001. – (Б-ка мировой литературы для детей. Т. 38). А также повесть «Шинель», пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души» и духовная проза великого русского писателя.

 

Реализм Гоголя особенно поражает при описании киевской бурсы в повести «Вий». Образование в ней получали избранные, а остальные ученики закаляли свой характер. Учеников в бурсе жестоко били и почти не кормили, поэтому юноши были постоянно заняты поиском пропитания. Многие выпускники бурсы держали путь в Запорожскую Сечь, чтобы жить там по законам воли.

В повести Гоголя Н.В. «Вий». – М.: Стрекоза, 2008. – (Классика детям) –сцены обычной жизни причудливо переплетены с элементами мистики и фантастики. Гоголь делает это мастерски. Картины мирного быта и красивой природы органично сменяются фрагментами, полными ужаса и тревоги. Красавица-паночка превращается в старуху и катается на спине понравившегося парня, забирая у него последние силы.

 

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, без Рима, Москвы…

 

Золотусский И.П. «По следам Гоголя»: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988. – (Подорогим местам) – пишет автор очерков «…Мир Гоголя – это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

 

В 1831г. Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковским и Пушкиным, бесспорно, эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Интерес к театру у Николая Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика. Осознав всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Пьеса «Ревизор» была написана в 1835г., а в1836 впервые поставлена.

 

В книгу Гоголя Н.В. «Пьесы». – М.: Правда, 1983, вошли пьесы: «Ревизор», «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены, в которых писатель представил длинную вереницу «современных характеров», раскрывающихся «не в общих вытверженных чертах, но и в их национально вылившейся форме». Гоголевские персонажи неисчерпаемо глубоки, а некоторые из них – Хлестаков, Подколесин, Колчкарев – представляют собою великие художественные открытия.

 

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к совершеннейшим творениям мировой драматургии.

 

Книга Ю. Манна «Комедия Гоголя «Ревизор». – М.: Худ. лит., 1966, поможет читателю войти в сложный художественный мир комедии. Автор во многом по-новому раскрывает идейное содержание «Ревизора», особенности художественного метода Гоголя в этой комедии, в частности, композиционная роль «немой сцены». Анализ «Ревизора» ведется Манном на широком фоне мировой драматургии, реалистической комедийной традиции.

 

В книге Д. Николаева «Сатира Н.В. Гоголя». – М.: Худож. лит., 1984, впервые становится предметом самостоятельного рассмотрения. Автор прослеживает формирование и развитие сатирических принципов в творчестве писателя; подчеркивает роль А.С. Пушкина в становлении Гоголя-сатирика; анализирует основные сатирические произведения художника. Привлекая малоизвестные эпистолярные и мемуарные материалы, исследователь показывает жизненные истоки сатиры Гоголя и раскрывает ее обобщающий характер.

Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора» писатель покидает страну. Николай Васильевич совершает поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также во Францию. Затем, с марта 1837г., в Риме он продолжил работать над первым томом величайшего своего произведения «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге.

 

Необычную судьбу «Мертвых душ» Н.В. Гоголя показывает в своей книге Манн Ю. «В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель – критика – читатель. –М.: Книга, 1984. – (Судьбы книг). Письма, воспоминания освещают с новой, порой неожиданной стороны и рождение замысла, принятого словно эстафета, от Пушкина, и трагедию второго тома. Уникален в русской литературе и ход создания поэмы, отношения Гоголя с читателем. Перед нами раскрывается диалог Гоголя с читающей публикой – чтение новых глав, жажда критики, поправок, свежих материалов изо всех уголков России. С большой силой воссозданы мучительные творческие поиски Гоголя, его роль для современников, ожидания, споры вокруг «Мертвых душ».

 

В начале 1843г. была напечатана одна из самых главных, может быть, повестей Гоголя, посвященных Петербургу, стала повесть «Шинель».

 

Гоголь Н.В. Шинель: Повести. – М.: Сов. Россия, 1982. – (Школьная б-ка).

Описание анекдотического происшествия с бедным чиновником, у которого украли шинель, под пером великого писателя превращается в обличительную повесть о трагической судьбе «маленького человека» в бездушном обществе.

«Шинель» – последнее произведение Н.В. Гоголя из цикла петербургских повестей.

 

После возвращения на родину из Рима писатель издает 1-й том поэмы. С момента создания этого произведения у писателя начали появляться приступы нервных расстройств. Во время работы над 2-м томом у Гоголя наступил духовный кризис. Его произведения критиковали, Белинский осудил религиозность и мистицизм писателя. Всё это влияло на душевное состояние писателя, доводило до отчаяния. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию. С 1852г. писатель стал общаться с протоиереем Матвеем Константиновским, который являлся мистиком и фанатиком.

 

В книгу Гоголя Н.В. «Духовная проза»: Сборник. – М.: ООО «Изд-ва АСТ»,2023. – (Мировая классика) – вошли малоизвестные современному читателю религиозно-нравственные произведения писателя, ставшие его завещанием и приобретающие сегодня особо актуальное звучание в связи с проблемой духовного возрождения народа.

 

Ночью 11 февраля 1852г. в состоянии тяжелого душевного срыва, Гоголь сжег свои труды второго тома поэмы о мёртвых душах, а 21 февраля скончался.

 

О необычной судьбе Н.В. Гоголя и его произведений можно прочесть в книгах, посвященных творчеству великого русского писателя, вспомнить его бесценные произведения в библиотеке п. Аршан и библиотеках города. 📗📙📚📕📘📚📚📚📚📚📚📚📚📚📚📚📚📚