- Информация о материале
- Опубликовано: 26 июня 2024 26 июня 2024
- Просмотров: 281 281
26 июня 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения ЮРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА ЯКОВЛЕВА (настоящая фамилия – Ховкин) (1922–1996), русского писателя, сценариста, публициста, автора повестей для детей: «Багульник», «Когда уезжает друг», «Мальчик с коньками», «Собирающий облака», «Саманта» «Верный друг Санчо». Темы его произведений – школьный быт, детская дружба, память о войне.
Будущий писатель родился 26 июня 1922 года в Петрограде. Отец служил бухгалтером, мать во время Первой мировой войны была сестрой милосердия. Дед Юрия по материнской линии Алексей Иванович Филин происходил из крестьян. В двенадцатилетнем возрасте он покинул родную деревню на Белом озере, пришёл в Петербург на заработки и остался жить в городе. Писатель запомнил деда как человека трудолюбивого, сохранившего «деревенский корень» и часто рассказывавшего о прежней жизни.
Каждое лето семья уезжала в деревню, мать приучала сына к крестьянскому труду. Отголоски ранних впечатлений будут слышны во многих произведениях Яковлева о животных («Воспоминания о корове» (1970), «Продаётся старая лошадь» (1975)). После того, как отца Юрия арестовали, семья жила в бедности. Мать умерла в блокадном Ленинграде летом 1942 года и была похоронена в братской могиле на Пискарёвском кладбище. Её памяти писатель посвятил рассказы «Сердце земли» (1967) и «Мама» (1982).
Как большинство школьников, Юрий Ховкин был пионером. Пионерские впечатления нашли отражение в автобиографии («Немного о себе», 1978) и нескольких его ранних произведениях.
Ещё в школьные годы Юрий сочинял стихи (первое произведение было посвящено столетию со дня смерти А. С. Пушкина), участвовал в литературных кружках и публиковался в стенгазете.
В ноябре 1940 года восемнадцатилетнего Юрия, недавно окончившего школу, призвали в армию. Он расстался с матерью на запасных путях Московского вокзала в Ленинграде. Их встреча стала последней, солдатский путь Юрия Ховкина составил шесть долгих лет.
С началом Великой Отечественной войны Юрий Ховкин участвовал в обороне Москвы, получил ранение. В его памяти навсегда остались бои у подмосковной деревни Фуники, где шестая зенитная батарея ежедневно подвергалась бомбёжке с воздуха и ждала наступления немецких танков. 2 сентября 1944 года химинструктору Ховкину вручили медаль «За оборону Москвы». Другие награды (орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией») он получил уже после окончания войны.
Военные впечатления помогли Юрию Ховкину осознать себя как поэта и дали богатый материал для произведений. Боец был активным военкором, публиковал стихотворения и очерки о жизни бойцов, а также материалы о боевом опыте – в основном, в газете Московского фронта ПВО «Тревога».
Уже в ранних произведениях главными для писателя были проблемы мужества, патриотизма, связи поколений (в одном из стихотворений автор приводил будущий разговор фронтовички с дочерью). В декабре 1946 года Юрий Ховкин демобилизовался из армии. В 1948 году у Юрия Яковлевича и его супруги Нонны Сергеевны, библиотекаря, родился сын Андрей.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов Юрий Яковлев обратился к прозе: повлияли работа в прессе, накопленные за время поездок по стране впечатления и уроки старших товарищей – Рувима Фраермана, Льва Кассиля, Якова Тайца. Из первого небольшого сборника рассказов под названием «Пост номер один» (1958) юный читатель мог узнать, как постигают военное дело и преодолевают трудности солдаты-новобранцы. В предисловии автор противопоставил отвлечённые мечты о подвиге и упорство мальчика, сумевшего преодолеть свой страх перед упражнением на гимнастическом снаряде.
Переломным моментом стала публикация в журнале «Огонёк» небольшой повести «Станция «Мальчики» (1960) – о побеге из дома восьмилетнего Алёши. Произведение вошло в одноименный сборник (1961). Вслед за этой повестью выходит другая – «Мальчик с коньками» (1961), её темой стала память о Великой Отечественной войне. Случайная встреча с незнакомцем, нуждающимся в помощи, становится для «трудного» подростка, выросшего без отца, проверкой на человечность. Повесть стала одним из самых известных произведений Яковлева, входила в большинство его книг, начиная со сборника «Станция «Мальчики», и была экранизирована (режиссёр С. В. Гиппиус, 1962).
В 1962 году газета «Известия» опубликовала рассказ «Собирающий облака». Главный герой – Коля Малявкин – стал первым в череде внешне незаметных, «невезучих» детей, сочувственно изображаемых Яковлевым. Перед героем, которого недооценивали взрослые, встал выбор: смириться с навязанной ему ролью или показать себя с другой стороны.
Далее в творчестве Яковлева стала преобладать проза. Автор публиковался периодике, ряд очерков и статей составил сборник «Зелёная лампа и Красная звезда» (1963). Выходили и стихи – книга «Письмо пионеров солнцу», посвящённая жизни юных ленинцев и покорению космоса (1964), сборник «взрослых» стихотворений «Зимняя радуга» (1965). Поэтическая «школа» повлияла не только на лиризм, лаконизм, ритмичность стиля, но и сказалась в преобладании малых жанров. Наибольшую известность в творчестве Яковлева получили рассказы и повести для детей.
Важнейшее место в творчестве Юрия Яковлева занимала тема Великой Отечественной войны и памяти о ней. Рассказы на эту тему включены в сборники «Сердце земли» (1967), «Позавчера была война» (1970), «Где стояла батарея» (1971), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Неприкосновенный запас» (1983), «Кепка-невидимка» (1987). Автора интересовало влияние войны на души людей и их дальнейшие судьбы. У каждого остаётся свой «след» – потеря близкого человека («Сердце земли», «Реликвия»), осколок в груди или увечье («Мальчик с коньками», «Бамбус»), боль от гибели друга и тяжёлый долг сообщить правду его родным («Сретенские ворота»), страшные испытания, пережитые детьми («Цветок хлеба», «Девочки с Васильевского острова»), проявление лучшего в человеке на войне («Подвиг велосипедиста», «Командир роты»). Потомки победителей – юные герои протиписателя – противостоят забвению прошлого и клевете на героев («Девочки с Васильевского острова», «Друг капитана Гастелло», «Зимородок»).
Многие произведения Юрия Яковлева имеют документальную основу. Истории ленинградских детей-артистов, выступавших на фронте, легли в основу повести «Балерина политотдела» (1976); рассказ «Память» посвящён погибшей партизанке Лиде Демеш (1930–1943). В повести «Девушка из Бреста» изложена действительная история Клавдии Ильиничны Шаликовой (р. 1926).
В центре внимания писателя стояли нравственные вопросы, ставящие ребёнка или подростка в ситуацию выбора – самопожертвование («Рыцарь Вася», 1964), отстаивание справедливости («А Воробьёв стекло не выбивал», 1972), борьба с жестокостью («Он убил мою собаку», 1964), переживание смерти близких («Баваклава», 1976).
Во многих произведениях нашла выражение любовь писателя к животным. Юрий Яковлев утверждал: «В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо, оно едино в самых своих сложных проявлениях».
Юрий Яковлев плодотворно сотрудничал с кинематографом: был членом редколлегии сатирического киножурнала «Фитиль», основанного С. В. Михалковым, членом художественного совета студии «Союзмультфильм». По его сценариям было снято около пятидесяти фильмов и мультфильмов.
В 1985 году Яковлев стал лауреатом Государственной премии СССР. Писатель всегда был уверен, что: «Добро, как и зло, неделимо, оно едино в самых своих сложных проявлениях».
Юрий Яковлев умер 29 ноября 1995 года в Москве после долгой тяжёлой болезни, похоронен на Даниловском кладбище.