Константин Бальмонт

Константин Бальмонт — русский поэт, переводчик, прозаик, критик, эссеист, яркий представитель Серебряного века. Он издал 35 сборников поэзии и 20 книг прозы, перевел большое количество произведений зарубежных писателей. Константин Дмитриевич — автор литературных исследований, филологических трактатов, критических эссе. Несмотря на эпатажный образ и любовь к позерству, поэт отличался большим трудолюбием и пытливым умом.

Константин Бальмонт родился и жил до 10 лет в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Его отец Дмитрий Константинович сначала работал судьей, позже занял пост главы земской управы. Мать Вера Николаевна была родом из семьи, где увлекались литературой. Женщина устраивала поэтические вечера, ставила спектакли и печаталась в местной газете.

В 1876 году Бальмонта зачислили в шуйскую гимназию. Поначалу Константин проявил себя как прилежный ученик, но вскоре занятия ему наскучили. Он увлекся чтением, при этом некоторые книги на немецком и французском языках читал в оригинале. Из гимназии его исключили за плохие результаты и революционные настроения.

Константин переехал во Владимир и учился там вплоть до 1886 года. Еще когда он занимался в гимназии, его стихи напечатали в московском журнале «Живописное обозрение», но это событие осталось незамеченным. После он поступил в Московский университет на юридический факультет, но и тут долго не задержался.

Константин сблизился с Петром Николаевым, который был революционером-шестидесятником. Поэтому неудивительно, что через 2 года его отчислили за участие в студенческих беспорядках. Сразу после этого инцидента молодого человека выслали из Москвы в Шую.

В 1889 году Бальмонт решил восстановиться в университете, но из-за нервного расстройства вновь не смог доучиться. Эта же участь его постигла и в Демидовском лицее юридических наук, куда он поступил позднее. После этой попытки Константин решил оставить затею получить «казенное» образование.

Первый сборник стихов Бальмонт написал, когда был прикован к постели после неудачной попытки самоубийства. Выпустили книгу в Ярославле в 1890 году на собственные средства автора, но позднее поэт лично уничтожил часть тиража.

Отправной точкой в творчестве литератора считается сборник «Под северным небом», изданный в 1894-м. Он был встречен публикой с восхищением, как и последующие его работы. В середине 1890-х Константин начал близко общаться с другими представителями русской поэзии и прозы: Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус. Вскоре Бальмонт стал популярным в России поэтом, создающим произведения в стиле символизма. К любовной лирике этого периода относится сочинение «Безглагольность», которое было опубликовано в сборнике «Только любовь».

Константин Бальмонт много путешествовал, поэтому его творчество пронизано образами экзотических стран и поликультурностью. Благодаря этому увлечению в его копилке появились произведения «В окрестностях Мадрида», «О, Амстердам», «В Оксфорде». Поэт придерживался стихийной импровизации — он никогда не вносил правок в тексты, считал, что первый творческий порыв — наиболее верный.

Высоко оценили современники «Фейные сказки», написанные Бальмонтом в 1905 году. Этот сборник сказочных песен поэт посвятил дочери Нине. Тогда же появилось стихотворение «Весна».

Константин Дмитриевич Бальмонт был революционером по духу и по жизни. Отчисление из гимназии и университета не остановило поэта. Однажды он публично прочел стих «Маленький султан», в котором все увидели параллель с Николаем II. За это его выдворили из Петербурга и на 2 года запретили жить в университетских городах.

Литератор был противником царизма, поэтому его участие в Первой русской революции было ожидаемо. В то время он подружился с Максимом Горьким и стихи писал такие, которые больше напоминали рифмованные листовки.

Во время декабрьского московского восстания 1905 года Константин Бальмонт выступил перед студентами. Но, опасаясь ареста, вынужден был покинуть Россию. С 1906 по 1913 годы жил во Франции в статусе политического эмигранта. Находясь в своеобразной ссылке, он продолжал писать, но критики все чаще стали говорить об упадке творчества Бальмонта. В его произведениях стала ощущаться некая шаблонность и самоповторяемость. К этому периоду биографии литератора относятся сборники «Птицы в воздухе. Строки напевные», «Хоровод времен. Всегласность».

Сам поэт считал своей лучшей книгой «Горящие здания. Лирика современной души». Если до этого сборника его лирика была исполнена тоски и меланхолии, то «Горящие здания» открыли Константина Бальмонта с другой стороны — в творчестве появились солнечные и жизнерадостные ноты.

Вернувшись в Россию в 1913 году, Бальмонт издал 10-томное собрание сочинений. Он работал над переводами и читал лекции по стране. Февральскую революцию поэт воспринял восторженно, как и многие из русской интеллигенции. Но вскоре пришел в ужас от анархии, творившейся в стране.

Когда началась Октябрьская революция, Константин Дмитриевич был в Петрограде, по его словам, это был «ураган сумасшествия» и «хаос». В 1920 году поэт переехал в Москву, но вскоре из-за слабого здоровья супруги и дочери перебрался с ними во Францию. В Россию он больше не вернулся.

В 1923 году Бальмонт издал две автобиографии: «Под новым серпом» и «Воздушный путь». До первой половины 1930-х годов он проехал всю Европу, у публики его выступления имели успех. Но вот у русской диаспоры он уже признанием не пользовался. Одним из видов заработка Константина Дмитриевича в это время стало чтение лекций в городах Польши, Болгарии и других стран. Кроме того, литератор получал финансовую помощь от фондов, созданных для поддержки русских писателей.

50-летие поэтической деятельности автора отметили в 1936 году в узком кругу литераторов-эмигрантов. Были собраны средства на помощь Бальмонту, который в то время уже сильно болел. Закат его творчества пришелся на 1937 год, тогда он издал свой последний сборник стихов «Светослужение».

Переехав во Францию, Бальмонт тосковал по России. Но его здоровье ухудшалось, давили финансовые проблемы, поэтому о возвращении не было и речи. Жил он в дешевой квартире с разбитым окном. Несмотря на трудности, поэт не терял душевности и сострадания. Так, переводчик из Советского Союза Марк Талов, каждый раз выходя от Константина Дмитриевича, обнаруживал в кармане пальто небольшую сумму, помогавшую ему выживать в Париже.

В 1937 году у поэта обнаружили психическое заболевание. С этого момента он уже больше не писал стихов.

23 декабря 1942 года Константин Бальмонт скончался в приюте «Русский дом» недалеко от Парижа, в Нуази-ле-Гран. Причиной смерти стало воспаление легких. Умер поэт в нищете и забвении.