Корней Чуковский – известный русский поэт, публицист, критик, литературовед, переводчик. Отец писателей Николая и Лидии Чуковских. Тиражи его книг по-прежнему бьют все рекорды, только в 2017-м из печати вышло два миллиона экземпляров.
Корней Чуковский прожил долгую жизнь, почти 90 лет, семьдесят из которых занимался литературной деятельностью. Доктор наук, герой труда, но для детишек всей страны он стал просто дедушкой Корнеем. Добрый веселый сказочник с одной стороны и самый недооцененный литератор Серебряного века с другой. Из-под его пера вышли не только произведения для детей – стихи и сказки, но и критические статьи. Только благодаря долгой кропотливой работе исследователей, творчество Чуковского предстало совсем в другом свете. Сейчас произведениями известного поэта зачитываются не только представители старшего поколения, все детишки растут на его «Айболите», «Мухе-Цокотухе», «Мойдодыре».
Настоящее имя прославленного литератора – Николай Корнейчуков (псевдоним Корней Чуковский он придумает позже, и официально перейдет на эту фамилию).


Уже в раннем возрасте Николай узнал, что такое нищета и разруха. Мама пыталась дать детям все самое необходимое, и ради этого трудилась, не покладая рук. Она зарабатывала стиркой и глажкой, шила на дому, однако денег все равно не хватало.
Без дела он слоняться не привык, тем более, что семья по-прежнему остро нуждалась в деньгах, поэтому молодой человек не отказывался от любой работы. Николай работал разносчиком газет, чистил крыши, расклеивал афиши. Именно тогда у него проявился серьезный интерес к литературе, он любил приключенческие романы Дюма, читал труды Ницше и Энгельса, знал наизусть стихи Эдгара По.
Николай обладал феноменальной памятью, благодаря которой осилил английский язык по самоучителю Олендорфа. Молодой человек мог переводить любой текст сразу с листа, без единой запинки. Откуда ему было знать, что в этой книге вырваны страницы, где рассказывалось о правильном произношении английских слов. Он считал свой английский совершенным, и каково было удивление писателя, когда он побывал в Англии, и понял, что его абсолютно не понимают.
Творческая биография Корнейчукова стартовала в 1901 году с философского опуса, написанного под впечатлением от произведений любимых писателей. Николай отдал свой труд Владимиру Жаботинскому, и тот, прочитав его до последней точки, решил, что это обязательно нужно напечатать. Он отнес работу друга в редакцию газеты «Одесские новости», и именно с этого момента начался отсчет литературной карьеры Чуковского, длившейся на протяжении семи десятков лет. Первая публикация принесла автору и первый гонорар — семь рублей, в те годы сумму достаточно приличную. На заработанные деньги Чуковский приоделся, у него появились приличные штаны и рубашка.
После двух лет работы в редакции газеты, Чуковского командировали в Лондон, как корреспондента этого издания. Целый год молодой человек занимался изучением зарубежной литературы, писал статьи, переписывал в музее каталоги. За этот год он напечатал почти девяносто своих работ.
Писатель проникся любовью к британскому эстетизму в такой мере, что ему захотелось сделать перевод произведений Киплинга и Уитмена на русский язык. Помимо этого, Николай редактировал первый четырехтомник произведений Оскара Уайльда. После этого в каждой семье, знающей толк в литературе, это издание стало настольной книгой.
Спустя четыре года, весной 1905-го, Корней Чуковский оставил солнечную Одессу (так и не ставшую ему родной), и вернулся в город, где родился – Санкт-Петербург. Молодому журналисту не пришлось долго искать работу, его приняли на должность корреспондента в издание «Театральна Россия». Каждый номер этой газеты пестрел отчетами и рецензиями Чуковского на прочитанные книги и просмотренные спектакли.
Певец Леонид Собинов оказал спонсорскую помощь Чуковскому, и тот начал заниматься выпуском журнала под названием «Сигнал». Издание специализировалось на политической сатире, в нем выходили заметки Федора Сологуба, Александра Куприна и Тэффи, сопровождавшиеся двусмысленными карикатурами. Правительству также не нравились статьи, критиковавшие внутреннюю и внешнюю политику, поэтому вскоре Чуковского арестовали. В защиту Чуковского наняли лучшего адвоката – Грузенберга, и тот добился, чтобы Николая оправдали. Не прошло и десяти дней, как Чуковский вышел из заключения.
На протяжении нескольких следующих лет писатель сотрудничал с такими известными изданиями, как «Нива» и «Весы», публиковался в газете «Речь», где откровенно высмеивал современных писателей. Эти труды позже выйдут в разных книгах – в 1908 году Чуковский издаст сборник «От Чехова до наших дней», 1914-м выйдет книга «Лица и маски», в 1922-м свет увидят «Футуристы».
В Петербург Николай Корнейчуков вернулся в 1917 году. Максим Горький предложил ему возглавить детский отдел журнала «Парус», и публицист с радостью согласился. В этом издательстве выпускался альманах «Жар-птица», и у Чуковского появилась возможность попробовать свои силы в совершенно новом для себя качестве – сказочника. Он пишет такие известные произведения, как «Собачье царство», «Цыпленок», «Доктор».
После революции 17-го года, литератор много ездит по стране, читает лекции, публикуется в различных издательствах. В 20-30-е годы прошлого века он написал «Мойдодыра» и «Тараканище», работал над адаптацией текстов народных песен, чтобы они стали понятны детям, занимался выпуском сборников под названием «Рыжий и красный», «Скок-поскок». Одна за одной выходят десять сказок в стихотворной форме – «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Чудо-дерево», «Бармалей», «Что сделала Мура», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Айболит», «Топтыгин и лиса».
Биография писателя резко изменилась после того, как Надежда Крупская, пламенная бездетная революционерка, написала критическую статью, в которой произведения Чуковского получили определение «буржуазная муть». Женщина пребывала в уверенности, что в каждой из работ литератора скрыт антиполитический посыл, что все они воспевают ложные идеалы.
После этой разгромной публикации к произведениям Чуковского стали относиться с большой предвзятостью. Наличие тайного смысла нашли в «Мухе-Цокотухе» — Комарик представлялся всем большим индивидуалистом, а Муха слишком легкомысленной. Сказка «Федорино горе» навязывала читателям мещанские ценности, «Мойдодыр» не прославлял коммунистическую партию, а «Тараканище» вообще воспринимался, как карикатура на Иосифа Сталина.
На Корнея Чуковского обрушились настоящие гонения, которые доводили его до глубокого отчаяния. Поэт начал постепенно привыкать к мысли, что в его произведениях никто не нуждается, они бесполезны. В конце 1929 года на страницах литературной газеты появилась публикация Чуковского, в которой он отрекается от всего, что было создано на протяжении многих лет. Литератор говорит, что готов внести конкретные изменения в свое творчество, и выпустить стихотворный сборник под названием «Веселая колхозия». Однако этим планам не суждено было сбыться.
В 1943 году Чуковский написал сказку «Одолеем Бармалея». Ее включили в антологию советской поэзии, но Сталин собственной рукой вычеркнул это произведение. Спустя два года Корней создал рассказ «Приключения Бибигона», который появился на страницах журнала «Мурзилка». Он часто звучал на радио, но вскоре и это произведение заклеймили, как «идеологически вредное», и его тоже запретили читать в эфире.
У Чуковского больше не было сил противостоять критикам и цензорам, поэтому он оставил сказочный жанр, и начал писать публицистику. В 1962-м вышла книга публициста под названием «Живой, как жизнь», где автор поднимает вопрос «болезней» русского языка. Увлекшись творчеством поэта Некрасова, Чуковский выпустил полное собрание его сочинений.
Любовь к сказочному жанру проявлялась у Чуковского не только в его произведениях, но и в реальной жизни. Он не боялся совершать смелые поступки, на которые у его современников просто не хватало духу. В 1961-м Корней где-то раздобыл повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына. Чуковский написал на нее рецензию, подговорил коллегу – поэта Твардовского, и они сумели убедить Никиту Хрущева дать разрешение на публикацию этого произведения. Когда того же Твардовского объявили персоной нон грата, он нашел приют именно у Чуковского. Корней спрятал его на собственной даче в Переделкино.
В 1964-м «под замес» попал Иосиф Бродский. Чуковский и Маршак не побоялись реакции властей, обратились с просьбой в Центральный Комитет, и просили освободить своего коллегу. Корней Чуковский оставил после себя огромное литературное наследие, которое сохранилось не только в виде книг, но и в мультипликационных лентах.
Корней Чуковский прожил долгую жизнь, он умер 28 октября 1969 года в 87 лет. Писатель скончался от вирусного гепатита. Последние годы своей жизни поэт жил на своей второй даче, в Переделкино, там же его и похоронили на местном кладбище.
После его смерти в Переделкино открыли дом-музей литератора, где каждый желающий может «прикоснуться» к истории, увидеть место, где были созданы настоящие шедевры русской литературы.