Патрик Зюскинд - немецкий писатель и киносценарист

 

Патрик Зюскинд считал свой роман «Парфюмер. История одного убийцы» произведением, которое, «возможно, и читать-то не стоит», поэтому первоначально выпустили 10 тыс. экземпляров. Издателям хватило пары месяцев, чтобы понять — перед ними шедевр, который станет бессмертным. Сегодня «Парфюмер» переведен на 49 языков (включая «мертвую» латынь) и распродан тиражом в 20 млн копий. Несмотря на затворнический образ жизни, Патрик Зюскинд остается одним из самых известных германоязычных писателей.

Будущий автор «Парфюмера» родился 26 марта 1949 года в немецкой коммуне Амбах, что около Мюнхена, в семье публициста Вильгельма Эмануэля Зюскинда, немца по национальности. Творческая жилка отца передалась обоим детям — Патрику и его старшему брату Мартину, который стал прославленным журналистом. Зюскинд — потомственный аристократ. В его роду есть теолог Иоганн Альбрехт Бенгель и композитор, пианист Иоганн Бренц.

Детство писателя прошло в баварском поселке Хольцхаузен. Здесь же юноша получил среднее образование: сначала в обычной школе, затем в гимназии. Говорят, однажды на уроке литературы в ответ на «уколы» учительницы Зюскинд заявил, что в будущем напишет книгу, которая обессмертит его имя. Как показывает биография писателя, предсказание сбылось.

Отслужив в армии после школы, Зюскинд в 1968 году поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана на факультет средневековой и современной истории. За 6 лет учебы молодой человек так и не смог получить диплом.

В 1974 году при финансовой поддержке родителей Зюскинд переехал в Париж, где писал короткие художественные произведения и киносценарии. Ни один из родившихся тогда текстов не был опубликован. Некоторые задумки, сильно искаженные по сравнению с первоначальной версией, легли в основу сериалов «Монако Франц» (1983) и «Кир Рояль» (1986), фильмов «Россини» (1996) и «О поисках любви» (2005).

Прежде чем с головой окунуться в литературный мир, Патрик Зюскинд работал тренером по настольному теннису, менеджером в компании Siemens, пианистом в баре. Одним словом, перебивался случайными заработками, пока в начале 1980-х годов не родилась пьеса «Контрабас».

 «Контрабас» изначально задумывался как радиопостановка, но превратился в полноценный моноспектакль о маленьком человеке. Премьера «Контрабаса» состоялась в сентябре 1981 года и пришлась по вкусу зрителю. Из сезона в сезон спектакль собирал полный зал. Так, в 1984-1985 годах постановку играли более 500 раз. Имя юного драматурга было на устах у членов немецкого и французского общества, что главным образом обеспечило популярность «Парфюмера».

Главный герой романа «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Жан-Батист Гренуй с детства обладал тонким обонянием, но вкупе с внешней уродливостью этот талант скорее пугал людей, чем удивлял. В основу романа легла реальная история Мануэля Бланко Ромасанта, первого серийного убийцы Испании. Под воздействием клинической ликантропии (мужчина думал, что превращается в волка) он погубил 13 человек. Из жира жертв убийца делал мыло.

 

Роман Патрика Зюскинда изначально выпустили тиражом 10 тыс. экземпляров, позже напечатали еще 150 тыс. книг. Сейчас «Парфюмер» является самым продаваемым произведением, написанным на немецком языке.

Экранизацию книги, которая держалась в списке бестселлеров 9 лет, ждал успех, однако Патрик Зюскинд целое десятилетие отказывался продавать права. Писатель считал, что единственный режиссер, который сможет верно донести замысел романа — это Стэнли Кубрик, создатель «Заводного апельсина» (1971) и «Сияния» (1980).

Творчество Зюскинда на «Парфюмере» не исчерпалось: появились рассказы «Голубка» (1987) и «Тяга к глубине» (1995), сборник «Три истории и одно наблюдение» (1995), эссе «О любви и смерти» (2006), но ни одно из этих произведений хотя бы на треть не сравнится с культовостью «истории одного убийцы».

Предположительно,в настоящее время  автор «Парфюмера» живет как отшельник в немецком городе Зехайм-Югенхайм, у озера Штарнбергер-Зе, либо во французской провинции Монтольё.

Сегодня Патрик Зюскинд продолжает свое литературное творчество, он живёт уединённо и избегает публичности. Персонажей его книг роднит между собой сложность в общении с людьми и трудности в поиске своего места в мире.